Редакционная статья

22.02.2019 10:10


Не стать премьером «1 марта»

Не стать премьером «1 марта»

В ходе очередного «лайва» в «Фейсбук» премьер Никол Пашинян заявил, что хочет провести 1 марта гражданское шествие. Согласно ему, это шествие будет против насилия, против фальсификации выборов, против коррупции и против беззакония (уже есть информация, что для обеспечения многолюдности шествия в дело введен административный ресурс – партхозактив впрягся в выполнение поставленной задачи).

Если Пашинян проводит шествие ради этих «против», то непонятно, почему он выбрал именно 1 марта.

Действительно, 1 марта было применено насилие и были человеческие жертвы. Одна часть общества убеждена, что в 2008 году были фальсификации выборов, а до этого – коррупция и беззаконие, но всё это началось не 1 марта и завершилось не политическими процессами апреля-мая прошлого года. Кроме того, несмотря на публичное заявление о том, что дело «1 марта» полностью раскрыто, никаких подвижек в нем нет, так как до сих пор не раскрыты все обстоятельства, связанные с 10 жертвами этих событий и многочисленными ранеными.

Если шествие проводится против фальсификации выборов и насилия, то его нужно организовать 5 июля – в день принятия 1-ой Конституции новонезависимой Армении и день выборов НС 1-го созыва (если бы сталось за Паруйром Айрикяном, то он организовал бы шествие «против» 16 октября, то есть в день президентских выборов 1991 года, когда в Паравакаре было применено насилие). Если же брать за точку отсчета президентские выборы, то начать нужно с 1996 года, и провести шествие 25 сентября – в день введения в Ереван танков. Ведь именно в 1996 году была заложена традиция превращения президентских выборов в борьбу не на жизнь, а на смерть. Последствиями фальсификаций и насилия 96-го были смена власти 98-го, 27 октября 1999 года и 1 марта 2008 года.

1 марта не должно приватизироваться и использоваться для сведения счетов. При подобном раскладе завтра может сложиться прямо противоположная картина: сегодняшний судья может стать подсудимым, и конца этому видно не будет.

Хотим сказать, что избирательное правосудие и избирательное толкование истории всегда могут породить объективные контраргументы. 1 марта не может быть конъюнктурным вопросом.

В 2018 году большая часть общества доверилась Николу Пашиняну и пошла за ним, но сейчас он сужает поле своей деятельности и круг своих сторонников, становясь премьером «1 марта».

Бытность же премьером «1 марта» превращает Никола Пашиняна в придаток Левона Тер-Петросяна. Этого ли хочет Пашинян?

1 марта нужно помнить, но нужно также дать четкие оценки и сделать весьма конкретные политические выводы, попытавшись найти ответы на определенные вопросы: почему так случилось, кто в этом виноват, какие причины породили «1 марта», что сделать для невозможности его повторения, как выйти из отрывочных и избирательных подходов, как найти выход из «1 марта» и предшествовавшим ему других «1 марта», как провести под всем этим черту, и двигаться дальше… Все это – вопросы, нахождение и преподнесение ответов на которые будет иметь общегосударственное и общенациональное значение, открыв двери в реально новую Армению. В противном случае РА станет заложницей «1 марта» и не сможет выбраться из этого плена.

7or.am

Последние материалы этого заголовка