Редакционная статья

28.02.2011 07:16


Тигран Саркисян и гибель государства

Тигран Саркисян и гибель государства

В прошлую пятницу, вечером, под покровом ночи ряд армянских телеканалов транслировал «свободное, но ответственное» интервью премьер-министра РА Тиграна Саркисяна. Образно говоря, даже если включил бы в тот вечер утюг, то всё равно показывали бы архитектора «Армянского мира», но заметим, что прежнего энтузиазма у него уже не было, а иначе он не стал бы выступать в манере, характерной дворовым «базарам» и использовать уличный лексикон.

Многострадальный телезритель, наконец, выяснил для себя, что Тигран Саркисян, несмотря на упорно создаваемый имидж «мешка ума» и любителя рок-музыки, на самом деле, очень «попсовый» и «чушковатый» человек: около двух часов устной речи, и всё тайное стало явным.

Сколько ни монтажировали кадры встречи премьера с журналистами, но скрыть его «попсовость», примитивные и антигосударственные представления об экономике так и не удалось.

Что касается рока, то, по моему глубокому убеждению, премьер-министр понимает в нем ровно столько же, сколько в экономике. Ну а насколько он разбирается в сфере, находящейся под его непосредственным руководством, можно понять, сопоставив даже официальные макроэкономические показатели с программными обещаниями правительства. Так, сформировавшееся в 2008г. новое правительство обещало в своих программах в среднем 9% годового экономического роста, а бюджетным посланием было предусмотрено, что максимальный годовой уровень инфляции будет 5,5%. На деле же, в 2009г. у нас был зафиксирован 14,4%-й спад ВВП в условиях 3,4% роста индекса потребительских цен. В 2010г. был зафиксирован 2,6%-й номинальный рост, в том случае, когда индекс потребительских цен поднялся на 8,2%, что означает, что в предыдущем году у нас снова был спад. Вот так управляет экономикой Тигран Саркисян. Вероятно, так же он разбирается в роке и так же будет руководить армянской рок-ассоциацией (значит, «пропал» армянский рок…).

Единственное достижение, о котором говорил премьер – ремни безопасности и ОСАГО, что очень символично для оказавшейся в свободном падении и аварийной ситуации нашей страны.

Он «забыл» высказать мысли о различных международных центрах, поскольку очень хорошо знает, что в этом направлении они целиком и полностью провалились, а живой символ «международных центров» и большой любитель «силиконовой долины» Нерсес Ерицян был отправлен обратно – в «отчий» дом. Иными словами, в Армении формируется традиция, согласно которой, люди из ЦБ идут в Правительство, занимаются там нью-васюкизмом, позорятся и потом снова возвращаются к исходной позиции – будто бы ничего и не было. Таким образом, экономика РА уподобилась подопытному кролику, на котором нерсесы и тиграны ставят свои эксперименты.

Папка армянского «Корейко»

Тигран Саркисян, которого армянский народ привык видеть в роли ведущего заседаний правительства и читающего лекции с интонацией батюшки, выступил во время интервью так, как подобает сержанту полиции, выбивающего деньги у уличного торговца. Таково истинное лицо Саркисяна, которое с такой бережностью скрывалось от общества, но сейчас пропагандистский миф об «образованном и просвещенном» окончательно лопнул.

Возникновению мифа об образованности и просвещенности Саркисяна, вероятно, способствовало то, что в бытность председателя Центробанка он мало выступал с публичной речью, а выступая, использовал различные экономические термины, смысл которых, возможно, он и сам не понимал, но обильно приправляя свою речь терминами и выступая с умным выражением лица, Саркисян внушил армянским мещанам, что он является выдающейся личностью.

Эта «личность», кстати, умудрилась за годы председательства в ЦБ так посодействовать подорожанию армянского драма и процветанию импортеров, что в дальнейшем стал чрезмерно взаимосвязанным с ними лицом и добрался до премьерского кресла.

Как известно, Тигран Саркисян по ряду моментов близок с импортером бензина и дизтоплива, собственником «Араратбанка» Барсегом Бегларяном, что проявляется также в виде реализации ими совместных программ. Бегларян дружит и с Сержем Саргсяном. Вот в этой тройке свою определенную роль играет премьер-министр, а это, если не ошибаюсь, называется сращивание власти и бизнеса, что в свою очередь содержит в себе коррупционный риск, не так ли?

Отметим, что в формировании положительного имиджа Т. Саркисяна в последний период поучаствовал и лидер уличной оппозиции Левон Тер-Петросян, который в ходе одного из состоявшихся после 1-го марта 2008г. митингов заявил, что Серж Саргсян назначил премьер-министром Тиграна Саркисяна, чтобы показать миру, что он привел к власти прогрессивные силы, но на деле премьер-министр ничего не решает, поскольку ему не позволят принимать решения. То есть, из слов Тер-Петросяна выходит, что Тигран Саркисян является хорошим управленцем, но поскольку ему не позволят применить свои знания в деле управления, то значит, Серж Саргсян ничего хорошего делать не хочет, а просто занят имитацией.

Судя по поведению Левона Тер-Петросяна, он имеет такое же примитивное представление о Тигране Саркисяне и царящей в Армении экономической ситуации, как и средний армянский мещанин. Действительность же в том, что Т. Саркисян с «незапамятных» времен активно вовлечен в команду Сержа Саргсяна и сейчас поглощен построением «экономики одного олигарха».

При непосредственном участии «образованного и просвещенного» на отечественном производстве и на экспортных мощностях нашей экономики был поставлен крест, и Республика Армения превратилась в импортирующую и питающуюся на посланные из заграницы деньги потребительскую страну. Ну а вопросом о судьбе золотых запасов РА, которые сегодняшний премьер в бытность председателем ЦБ успел по дешевке продать (кому?) тогда, когда и школьнику было ясно, что скоро золото резко подорожает, должна решать прокуратура.

В случае изменения внутриполитической ситуации прокуратура должна заняться также делом о произошедшем 3-го марта 2009г., когда за одну ночь доллар США подорожал по отношению к армянскому драму более чем на 20%, а до этого около года долларовые резервы Армении (около 700 млн. долларов) продавались по курсу 305 драмов за доллар и, в основном, оказывались в некоторых частных банках. После всего этого премьер должен был ответить за то, что призывал население хранить свои сбережения в армянских драмах, а потом поставил перед фактом многих граждан РА, под покровом ночи проникнув к ним в карман подобно карманнику, который заранее притупляет бдительность своей жертвы и, пользуясь случаем, грабит ее. Но вместо того, чтобы понести ответственность, Т. Саркисян продолжил находиться на посту премьера, что позволяет предположить, что Серж Саргсян хранил свои сбережения точно не в драмах и был не против резкой девальвации национальной валюты.

Это лишь малая часть видимых сторон жизни и деятельности Тиграна Саркисяна, а невидимые станут известны лишь после смены власти, когда будут раскрыты и обстоятельства приобретения принадлежащей ему недвижимости в Испании.

Не забудем также, что когда несколько лет назад была ограблена квартира Т. Саркисяна, он, согласно публикациям прессы, сообщил следователям, что была украдена очень большая сумма, но непонятно почему, правоохранительные органы не поинтересовались, откуда столько денег у постоянно работавшего в госучреждениях армянского «Корейко»…

О главном

В своем продолжительном интервью премьер раскрыл всю сущность мышления высших звеньев власти.

Отвечая на вопросы, связанные со стимулированием местного производства и сокращению импорта, он сказал, что мы должны стать не страной, производящей товары, а страной, предоставляющей услуги. И чтобы выглядеть носителем масштабного и глобального мышления, Саркисян упомянул об экономиках Китая, Индии и США.

Кстати, упоминание о Китае, Индонезии и Сингапуре по поводу и без повода является своеобразным признаком комплекса неполноценности и провинциальности, которые есть у наших доморощенных «вундеркиндах». Это точно такая же провинциальность, которую мы видели во время пропаганды властей на тему открытия общеобразовательных школ с иностранным языком преподавания, когда заявлялось, что те, кто выступают против иноязычных школ не хотят выйти из пещерного мышления, в то время как именно они сами являлись носителями этого мышления, но, естественно, не чувствовали этого, поскольку во время перерыва они делают «ланч», а обсуждения превращают в «дискашн»…

По словам премьера, США являются страной, производящей не товары (США точно не производят товаров?), а инновационные услуги, и Армения тоже должна стремиться стать таковой, поскольку Китай и Индия уже всё по дешевке производят. То, что у США есть инновационная экономика – факт, но слова премьера о том, что Соединенные Штаты не производят товаров, не соответствуют действительности.

Если столь примитивные мысли высказал бы на начальном этапе независимости представитель правительства 90-х гг. прошлого века, который хотел перейти от плановой экономики к рыночной и заменить марксизм классическим адамсмитством, то еще можно было понять, но когда сейчас руководитель исполнительной власти заявляет, что нам не нужно производство, то это дает повод для серьезного беспокойства. Значит ли это, что поставлена задача закрыть все те товарные производства, которые существуют в Армении? Не хотелось бы так думать, но проводимая экономическая политика и слова премьера убеждают нас, что мы имеем дело с ярыми противниками товарного производства в Армении.

Премьер, очевидно, не понял вопрос журналиста, который, скорее всего, относился к стимулированию производства местной пищевой и легкой промышленности, а также производства тех товаров, которые возможно производить у нас, если будет соответствующая налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.

Выясняется, что Т. Саркисян так озабочен защитой интересов импортеров, что не хочет пересмотреть таможенные пошлины, чтобы местные производители случайно не получили большую прибыль.

Интервью оставляло такое впечатление, что выступает не премьер-министр РА, а агент иностранной фирмы, который хочет получить с этой территории максимальную прибыль при минимальных инвестициях.

Кстати, премьер обошел вопрос относительно продажи железных рудников, их новоиспеченных владельцев и транспарентности сделки. А сделка явно содержит в себе коррупционный риск, поскольку огромные рудники были проданы за мизерные суммы и неизвестно, кому и за какие инвестиционные программы. В связи с этой сделкой известно лишь то, что брат премьера работает послом РА в Китае, а «инвесторами» были как раз китайцы. Согласно распространенному мнению, новые собственники армянских железных рудников настолько же китайцы, насколько партийный друг премьера, президент Федерации футбола Армении Рубен Айрапетян – немец (намек на прозвище последнего – Немец Рубо – прим. пер.).

Что касается повышения качества и экспорта создаваемых в Республике Армения услуг, то премьер отметил, что они предпринимают в этом направлении серьезные шаги, реформируя образовательную систему. Наблюдая за действиями властей по части «образовательных реформ», увидим, что они всего лишь проявились в виде законодательной инициативы по открытию иноязычных образовательных школ. Если сопоставим эту «реформу» с заявленной премьер-министром несколько месяцев назад мыслью о том, что не нужно беспокоиться из-за фиксируемой эмиграции, поскольку в 21–м веке люди проявляют высокую мобильность и делом государства должно быть правильное содействие этой мобильности (мигранты должны владеть иностранными языками, чтобы могли быстро интегрироваться в общество тех стран, куда эмигрируют), то чудовищный характер действий властей становится очевидным.

Фактически, представляемая премьер-министром экономика должна работать по следующей схеме: государство посредством образовательной системой способствует экспорту качественных услуг, субъектом которого является армянин, который должен хорошо владеть иностранными языками, отправиться на выездные заработки, зарубежом содействовать усилению виртуального «Армянского мира» и отправлять оттуда деньги проживающим в РА родственникам, которые будут потреблять изготовленные в Китае или Индии товары. Но ведь это антигосударственное и антиармянское мышление! Это «национальный» вариант печально известной программы «Армения без армян».

В любой нормальной стране носителя подобных кодов не только премьер-министром, но и сторожем здания правительства не назначили бы, но у нас несколько другие – «инициативные» и «футбололюбивые» власти, основными лозунгами которых являются «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и «Мы должны проявить гибкость в вопросе принятии решений и их изменения».

Эти лозунги Серж Саргсян озвучивал на состоявшемся два года назад съезде РПА, когда пытался оправдать свои провалы в вопросе нормализации армяно-турецких отношений. Сейчас то же самое делает и говорит Тигран Саркисян, чье правительство каждую неделю принимает решения, потом меняет их, а спустя несколько дней меняет снова. Премьер сказал, что это их преимущество и добавил, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

«Всё было бы хорошо, если бы не спад ВВП и высокая инфляция», – разоткровенничался премьер в ходе общения с журналистами. А что еще было б хорошо, если две основные характеристики экономики не в порядке? Это то же самое, что сказать, что операция прошла хорошо, но больной скончался.

И, несмотря на все это, люди решили, что находятся на верном пути и попытаются превратить Армению в страну, экспортирующую услуги, а какие услуги пока не сообщается. Вероятно, некоторое время спустя заявят, что ошиблись по данному вопросу, но не ошибается тот, кто…

А, может быть, говоря о высококачественных услугах, которые будет предоставлять наш народ, премьер имеет в виду что-то другое? Может быть. Еще недавно его советником был педофил, который по части развития направления «услуг», предположительно, дал Т. Саркисяну тысячу и один совет. В конце концов, и премьер-министр, и его бывший советник являются богобоязненными прихожанами Армянской Апостольской Церкви и вряд ли обменялись бы по теме предоставления услуг нечестивыми мыслями…

Необольшевизм и коррупция в действии

Устная речь Тиграна Саркисяна еще раз раскрыла необольшевистскую сущность этой власти, коррупционное мышление и безграничный цинизм.

Судите сами: человек говорит, что скоро правительство выступит с законодательной инициативой, в результате которой исполнительный орган получит полномочия устанавливать цены на рынке и вынуждать, чтобы не было резких колебаний цен. То есть, возвращаемся к плановой экономике, и цены будут устанавливаться государством.

Философия слов премьера заключается в том, что наши бизнесмены жадные и лишь при вмешательстве государства возможно можно урегулировать объем их прибыли. Из истории известно, что подобная риторика свойственна большевикам, которые под прикрытием демагогических заявлений раскулачивают людей, но после этого ни заводы не переходят к рабочим, ни земля не раздается крестьянам.

Констатируем, что у нас доминирующим стал необольшевизм, который строится Сержем Саргсяном и его «инструментом» – Тиграном Саркисяном.

Если в Правительстве действительно обеспокоены ростом цен, то человечество изобрело очень ясный и демократичный механизм: пусть власти содействуют формированию конкурентного рынка, отделяются от бизнеса и устанавливают более ясные правила игры. Вместо этого, в рамках построения «экономики одного олигарха» во главе с Сержем Саргсяном, они подвергают террору все слои бизнеса, сдирают с них «семь шкур», а потом заставляют не говорить об этом, чтобы не было социального напряжения.

То, что сейчас делают они, ничто иное как передел собственности и преступная политика в отношении нашего государства.

Что касается способствующих местному производству представлений премьера, то он против общего законодательного содействия местному бизнесу, но выступает за установление налоговых льгот для отдельных бизнес-программ, когда эти субъекты представят свои программы в исполнительный орган. В данном случае, премьер пообещал и кредитное содействие, и налоговые льготы. Напомним, что подобным образом управляли экономикой в советские годы, когда центр решал, какой вид производства нужно развивать и в чем нуждается общество.  Результатом было то, что в магазинах наблюдался товарный дефицит, а то, что было, продавалось «из-под полы». У нас тоже ожидается подобная ситуация, если премьер пойдет до конца. Предновогодняя ситуация на рынке яиц является ярким доказательством сказанного: вмешательство государства привело к резкому дефициту и подорожанию яиц.

Программы премьера являются классическим примером избирательного покровительства государственных органов, и все можем подозревать, что привилегированные условия получат те, кто близки к власти или готовы дать долю тем, кто создаст подобные условия. Что это, если не коррупция и нарушение равных возможностей и свободных рыночных отношений?

Какая гарантия, что покровительством Правительства будут пользоваться и те субъекты, за которыми не будут стоять команда президента или окружение премьера, или для чего вообще нужно это избирательное покровительство, когда можно посредством бюджетной политики и установления приемлемых объемов процентных ставок по кредитам способствовать развитию всего поля? Или почему объявившее себя апологетом рыночной экономики правительство желает установить цены и предоставлять привилегии тому или иному хозяйствующему субъекту, учитывая непонятные факторы. И Т. Саркисян еще говорит о преодолении коррупции?

Кстати, цинизм премьера в вопросе коррупции не знает границ. По его словам, власти хотят бороться против коррупции, но поскольку общество не хочет и протестует, когда они раскулачивают какого-то коррупционера среднего или нижнего звена, поэтому сержсаргсяновская команда не знает, что делать. То есть, выходит, что в верхних звеньях власти собрались одни лишь ангелы, а общество имеет преступное и коррумпированное мышление и не хочет изменить свои нравы. Что остается делать в этих условиях «бедному» Тиграну Саркисяну, кроме как вести себя подобно обществу?

. . .

В любом случае, необходимо достойно преподнести преданность Тиграна Саркисяна его навязчивой идеи по доведению государства до гибели. В этом вопросе он очень принципиален.

В течение трех лет Саргсян последовательно воплощает эту идею в жизнь и сделал всё возможное, чтобы экономика Республики Армения оказалась в ситуации, которая сделает гибель государства вопросом времени. Если этот позорный процесс не будет остановлен, то любимую Т. Саркисяном миграционную мобильность проявит подавляющая часть населения Армении, после чего у нас останется лишь «меморандум» о потерянной родине.

Естественно, всё это нельзя допустить и премьер в своей речи, невольно, способствовал тому, чтобы еще больше граждан поняло, что лишь сменой власти, предполагающей национально-демократические реформы, возможно вывести страну из кризиса и поставить на путь развития.

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка