Редакционная статья

05.06.2011 15:05


Что или кто поспособствовал становлению «диалога»?

Что или кто поспособствовал становлению «диалога»?

Говоря на тему ожидаемой сделки с властями, Левон Тер-Петросян подробно представил факторы, которые способствовали «диалогу» (общенародная целеустремленная борьба, изменение умонастроений международного сообщества вследствие событий в арабском мире, развития событий в Карабахском процессе, участившиеся акции социального протеста, осознание тяжести социально-экономического состояния страны, а также совокупность многочисленных других второстепенных причин). Всё это, конечно, повлияло и способствовало открытию дверцы «диалога», но если бы лидер АНК был бы откровенен до конца, то сказал бы присутствующим, что самым главным фактором, который, фактически, объединил его и Сержа Саргсян, поспособствовав их «диалогу», является фактор Роберта Кочаряна.

Если же лидер АНК был бы еще более искренен, то должен был сказать, что он начал «диалог» с властями еще несколько месяцев назад, когда возникла общая для него и Саргсяна опасность, и в те дни они пришли к согласию в вопросе сохранения внутриполитического «статус-кво», то есть, обеспечения воспроизводства власти Саргсяна и сохранения за тер-петросяновцами статуса титульной оппозиции. И чем больше активизируется Роберт Кочарян, тем больше серже-левоновский тандем углубит свое сотрудничество по образу и подобию сотрудничества между Саргсяном и Гегамяном в 2008г. Судя по всему, первого и третьего президентов РА ожидает сближение, а гегамянизация Тер-Петросяна скоро станет очевидной даже для зомби (особенно в предвыборный период).

Дело не в том, что, преследуя цель получить несколько мандатов или пост, Л. Тер-Петросян, фактически, стал новоиспеченным клиентом Саргсяна. В сложившейся ситуации этот пост и мандат являются производными вопросами, которые, возможно, очень интересуют властолюбивое тесное окружение первого президента, но являются второстепенными для Тер-Петросяна, поскольку последний, будучи патологическим честолюбцем, всё же понимает, что сначала нужно думать о личной безопасности, и лишь потом – о посте и мандатах.

Какой программой руководствуется Тер-Петросян?

Итак, программа-максимум для лидера АНК заключалась в смене власти, во что он уже не верит, но сейчас вынужден убеждать в этом себя и свое окружение, чтобы суметь собрать людей, остаться на арене и обеспечить собственную безопасность, а в дальнейшем – стать штатной оппозицией Саргсяна. То есть, в данный момент Тер-Петросян руководствуется своей программой-минимум, которая заключается в борьбе против Кочаряна: у Тер-Петросяна просто нет другого выхода.

В соответствии с этим, своеобразная сделка между Сержем Саргсяном и Левоном Тер-Петросяном уже состоялась, и этому есть очень красноречивые доказательства.

Когда состоялась сделка?

Дело в том, что, потерпев полное фиаско во всех своих внешне- и внутриполитических инициативах (особенно, экономических), Серж Саргсян углубил дефицит доверия к верхним звеньям власти не только в обществе, но и в системе госуправления. Параллельно со всем этим, партия «Процветающая Армения» изо дня в день становилась сильнее РПА, о чем свидетельствовали даже опросы, проводившиеся властями. Иными словами, позорной экономической политикой и бесславной кончиной своей «футбольной» дипломатии Саргсян подвергся в глазах широких кругов власти делегитимизации, что в странах вроде Армении является для главы государства более опасным, чем дефицит общественной легитимности (вспомним Тер-Петросяна в 1998г.).

Саргсян видел, что на фоне его падения в глазах основной части государственной бюрократии, высших и средних звеньев силовых структур, а также широких кругов бизнеса, 2-й президент Армении сохраняет достаточно высокий рейтинг, а в лице ППА даже усиливает его.

Для временного спасения ситуации и удержания рычагов власти хотя бы до парламентских выборов, Саргсян и его тесное окружение поспешили навязать ППА подписание нового коалиционного меморандума, отлично понимая, что, подписав любой документ о поддержке имеющего почти нулевой рейтинг Саргсяна, Гагик Царукян поставит себя под удар своих слоев и определенных слоев общества. Подписанием нового меморандума стало бы возможно хотя бы на какой-то период остановить наступление ППА и выиграть время.

Если помните, на начальном этапе саргсяновцам не удавалось осуществить этот план, несмотря на то обстоятельство, что в дело были вовлечены клиенты всех типов и продажная пресса.

Потерпев фиаско на съезде ППА, Сержу Саргсяну не оставалось ничего другого, как обратиться за помощью к первому президенту и его команде, «вспомнив», что Тер-Петросян давно мечтает вступить с ним в «диалог», взяв за основу модель сотрудничества между Егиазаром Айнтапци и эчмиадзинскими монахами.

Вот в этот момент «контрагенты» и подписали сделку, которая умещается  в логику «ты – мне, я – тебе». В результате, на этапе внутривластного напряжения лидер кричащих «Сержик, уходи!» людей перешел на сторону Сержа Саргсяна и устами своего свата (который, кстати, сегодня входит в состав готовой к «диалогу» делегации АНК) заявил, что он против дестабилизации системы власти («оппозиция» должна быть гарантом внутривластной стабильности), взял на себя роль пиарщика Саргсяна (Шахназарян заявил, что Серж Саргсян пользуется полной поддержкой Запада и, в частности, США), фактически, показав, что избрал лозунг «Гагик, уходи!», видя в лице Царукяна один из факторов усиления Кочаряна.

Тем самым, Тер-Петросян публично признался, что в случае прямого или косвенного противостояния между Саргсяном и Кочаряном он поддерживает и будет поддерживать Саргсяна, превращаясь в общественную опору последнего и поступая точно так же, как Гегамян и другие во время выборов 2008г.

Не случайно, что по сей день Тер-Петросян ни слова не промолвил о том коалиционном меморандуме, при помощи которого Саргсян пытался решить задачу воспроизводства своей власти, в то время как требующая внеочередных выборов и смены власти сила должна была хотя бы сохранять нейтралитет на этапе противоречий между Саргсяном и Царукяном и внутривластной дестабилизации. А как еще собираешься разрушить пирамиду власти, если на этапе саморазрушения пирамиды выступаешь за стабильность системы, которую ты сам назвал «бандократией»?

Особенности заказного шоу

Учитывая вышеуказанное, можем сказать, что АНК сейчас руководствуется девизом «Если мы не можем прийти к власти, то лучше пусть останется Саргсян, чем вернется Кочарян». Для того, чтобы данная программа увенчалась успехом, возникла необходимость в инсценировке псевдопротивостояния и краже эмоций у масс, требующих внеочередных выборов и скандирующих «Сейчас!».

Заметим, что расчет Тер-Петросяна является достаточно трезвым. Он понимает, что не может взять власть, но, образно говоря, не может также и пойти домой, поскольку в случае других сценариев смены власти для него могут настать худшие времена, чем для самого Саргсяна, и по этой причине он вынужден эксплуатировать своих сторонников для реализации программы «Сержик, останься!». Иными словами, Тер-Петросян, по воле обстоятельств и из-за своей клерикально-консервативной сущности, пытается направить энергию подчиненного ему революционно настроенного сегмента общества на нужды контрреволюции.

В результате всего этого получаем следующую картину: по части Роберта Кочаряна Саргсян и Тер-Петросян являются, по меньшей мере, тактическими партнерами, поскольку оба являются деятелями, потерпевшими фиаско. Обоих объединяет общий страх и общая мишень. Друг без друга они обречены, но сторонники каждого из них не принимают и не могут принять этого и здесь становится очевидной неизбежность обреченности превратившихся в сиамских близнецов Сержа и Левона.

Правда, в рамках программы «совместные усилия» Саргсяну и Тер-Петросяну удалось добиться подписания нового коалиционного меморандума и даже одержать кратковременную победу, однако это была пиррова победа, поскольку время сейчас работает против них. Во время очередных парламентских выборов 2012г. и следующих за ними президентских выборов они пожнут плоды своей «победы» и окажутся у разбитой шахматной доски или сдутого футбольного мяча.

. . .

Подведем итоги: состоявшейся еще в феврале этого года сделкой властям удалось при помощи АНК избежать идущей из арабских стран революционной волны и сохранить свою власть, за что они сейчас вознаграждают Тер-Петросяна, выполняя «требования» последнего и способствуя распространению тезиса «АНК – единственная оппозиция» всеми доступными средствами. А нынешние разглагольствования пошедшего по пути клиентизации лидера АНК на тему «диалога» и сделки, для людей, понимающих данный процесс, имеют второстепенное значение и предназначены для сохранения высокого тонуса «свидетелей».

Выступления Тер-Петросяна на митингах являются всего лишь словами…

Андраник Теванян

P.S. Серже-левоновское «противостояние», возможно, войдет в учебники по политологии как проявление маразма, а своим «инициативным» характером превзойдет даже нелепую «футбольную» дипломатию.

Смотрите: одна из сторон говорит, мол, давай вступлю с тобой в «диалог», чтобы ты подал в отставку и назначил внеочередные выборы, а другая сторона говорит, мол, как давно я этого ждал, как раз хочу подать в отставку, но не знаю, как и с чьей помощью. Давай вступим в «диалог»! Конечно, дословно так не говорят, но выходит что-то подобное.

Продолжу: один говорит, мол, я уничтожу тебя, главарь монголо-татарской системы, а другой спрашивает, где тот был столько времени, они искали кого-то, кто их уничтожит, но не могли найти. И начинается преподнесение душещипательной сцены объятий и поцелуев.

Но самое «эротичное» то, когда одна сторона говорит другой, что та может продолжить считать ее денациональной, а она, в свою очередь, продолжит называть ее бандократией, но предлагает этой ночью вести «диалог» до рассвета…

Последние материалы этого заголовка