Редакционная статья

16.01.2014 13:40


Пузырь «сильного» драма

Пузырь «сильного» драма

Так уж вышло, что тема лопающихся пузырей и шаров периодически перекликается с деятельностью отдельных представителей РПА.

Вряд ли кто-то успел забыть, как заправленные дешевым газом и принесшие заправившему их «откатные» доходы шары взорвались на посвященном восхвалению Сержа Саргсяна мероприятии, став причиной ожогов множества молодых людей.

Сейчас же о лопнувшем «пузыре» говорит премьер Тигран Саркисян, пытающийся оправдать собственные провалы полученным от предшественников плохим наследием.

Центробанк против Правительства и граждан РА

Плохое наследие премьер Тигран Саркисян, действительно, получил. Это оставленное председателем Центрального банка Тиграном Саркисяном наследие в виде «пузыря» сильного драма.

Дело в том, что начиная с 2002 года курс драма последовательно повышался. Наибольшая стоимость 1 доллара США была зафиксирована в июне 2002 года – на уровне 582 драмов. После этого драм начал усиливаться, подрывая тем самым армянскую экономику и закладывая мину под государство (пик «усиления» драма был в 2008 году, когда в один из дней настала паника, и доллар стоил 270-290 драмов. Тигран Саркисян объяснял это «теорией заговора», а его заместитель советовал по выходным не пользоваться обменными пунктами, поскольку они подрывают основы нашего финансового рынка).

«Усиление» драма означало удар по местному производству и обладающим экспортным потенциалом отраслям.

«Сильный» драм означал также импортирующую экономику или, иными словами, модель «государства-пенсионера». Отказывающаяся от местного производства, вывозящая в основном сырье, импортирующая, экспортирующая рабочую силу и получающая из заграницы трансферты Армения превращалась в государство-фантом, и если в этих условиях люди вкладывали свои деньги в строительство и осуществляли ипотечное кредитование, то их героизму можно лишь позавидовать.

Вопреки кредитно-денежной политике Тиграна Саркисяна, местное производство в 2001-2008 гг., тем не менее, проявляло тенденцию к развитию. Из страны, импортирующей яйца, птичье мясо, молочную продукцию и товары широкого потребления, Армения за этот период превратилась в производящую и даже экспортирующую данную продукцию страну (например, рынки Грузии были заполонены мясной и молочной продукцией армянского производства, а производители грузинских лимонадов даже и не могли мечтать о том, чтобы найти себе рынок в Армении).

Внедренная с середины 2000 года система упрощенного налога также способствовала развитию малого и среднего бизнеса. Однако полностью реализовать потенциал нашей страны не позволяла кланово-олигархическая система (с анализом экономической системы Армении в постсоветский период можете ознакомиться из моего доклада, представленного по инициативе действующего в Грузии «Центра исследования экономических проблем» и при содействии немецкого фонда имени Фридриха Эберта).

В эти годы в Армению извне поступали значительные суммы, фиксировался экономический рост, а во властной элите царила определенная эйфория. Именно поэтому мнение многих экспертов о том, что своей политикой «сильного» драма ЦБ закладывает мину под экономику страны, так и осталось неуслышанным.

Центробанк, в прямом и переносном смысле этого слова, разворовывал будущее Армении под беспечные взгляды исполнительного органа, в то время как нужно было останавливать ведший к коллапсу ход событий.

Политика «сильного» драма предоставляла возможность раздутия финансового пузыря, что в итоге и случилось. «Усиление» драма было источником спекулятивных сделок и стимулирующим фактором экономического паразитизма. Деньги можно было заработать, не сделав никаких инвестиций и не развив никакого бизнеса.

Например, можно было взять кредит в долларах США, перевести их в драмы, немного подождать, затем купить подешевевший доллар, погасить кредит со всеми процентами и немало заработать на разнице курсов.

Кстати, то же самое можно было предпринять, сделав спекулятивные инвестиции на рынке недвижимого имущества, то есть, взять долларовый кредит, купить квартиру, подождать удешевления доллара и выгодно продать квартиру на растущем рынке. Иными словами, стимулирующим фактором спекулятивных сделок на рынке недвижимого имущества был «усиливающийся» драм.

Армянские проявления «голландской болезни»

В 2000-2008 гг. мировая экономическая конъюнктура была благоприятной, и работающие заграницей (в основном в России) наши соотечественники отправляли в Армению миллиардные суммы. Нашей экспортной «нефтью» стала рабочая сила. Она обеспечивала Армению колоссальными финансовыми средствами, которые, в силу проводившейся у нас неблагоприятной кредитно-денежной политики, так же легко уходили из страны, как и прибывали в нее. Эти суммы шли на импорт товаров.

Огромную часть частных трансфертов поглощал также Центробанк, постоянно понижавший курс доллара. Чем дешевле становился доллар, тем больше этой валюты оказывались вынуждены выводить на рынок получившие из заграницы деньги граждане РА, которые подпадали под своеобразное инфляционное давление и которые тем самым еще больше финансировали импорт. То есть, получался порочный круг: чем больше денег прибывало в страну, тем «сильнее» становился драм, что, в свою очередь, превращало Армению в еще более импортирующую страну, и так далее.

Известная в экономике «голландская болезнь» получила свое проявление в армянской действительности.

. . .

Итак, ЦБ на протяжении лет раздувал пузырь «сильного» драма, который лопнул 3 марта 2009 года. До этого в течение почти целого года, с грубым нарушением закона, проводилась политика фиксированного курса.

Цена за 1 доллар была определена на уровне 305 драмов. За это время власти успели распылить 700 млн. долларов Резервного фонда РА. Это были те доллары, которые в 2002-2007 гг. изымались из экономики и в рамках политики фиксированного курса 2008-2009 гг. оказались в определенных частных банках. Что же это за банки и взамен чего именно они получили эти суммы, выяснять прокуратуре.

Примечательно, что, распылив резервные доллары курсом в 305 драмов, РА пришлось занять столько же денег для восполнения резервов.

Так что, по части «пузыря» Тигран Саркисян был прав. Просто для того, чтобы увидеть автора лопнувшего на голову экономики Армении пузыря, он должен взглянуть в зеркало.

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка