Комментарии

10.04.2011 20:52


Три года мучений

Три года мучений

9-го апреля исполнилось три года президентства Сержа Саргсяна. По большому счету, это были годы мучений и для Сержа Саргсяна, и для его тесного окружения, и для «своих», и для всех слоев бизнеса, и для всех остальных.

Проводимой Сержем Саргсяном политикой недовольны почти все – от уличных торговцев до крупных бизнесменов. Естественно, труднее всего рядовому гражданину, поскольку проводимой с большевистским энтузиазмом и вопиющим дилетантизмом политикой власти способствовали росту эмиграции, а это было самым негативным результатом, который был зафиксирован за эти три года, хотя и отток капитала из страны тоже чреват драматичными последствиями.

Искренне говоря, если бы представитель Армянского национального конгресса в ходе своей последней пресс-конференции, а также «свободные, но подсержевские» телеканалы в своих репортажах не напомнили бы о трехлетии президентства Сержа Саргсяна, то вряд ли бы мы затронули тему его трехлетнего срока. У меня такое впечатление, что в данный момент страна, по сути, не имеет руководителя, поэтому я даже забыл, что нужно было коснуться этого «эпохального» события.

С уверенностью можно сказать, что С. Саргсян тоже чувствует, что не смог руководить так, как он хотел, всего лишь занимая эту должность, а это приводит к возникновению чувства временности, которое ужасно как для Саргсяна, так и для народа.

Судя по материалам телеканалов, пропагандисты президента оказались перед серьезной проблемой, поскольку даже официальная статистика не фиксирует сколь либо ощутимого прогресса, чтобы преподнести это в качестве результата трехлетнего президентства Саргсяна. Как раз наоборот, официальная статистика зафиксировала за последние три года спад ВВП, рост цен, ухудшение всех основных макроэкономических показателей, резкое увеличение объема внешнего долга, рост нищеты и т. д. И нет никакой надежды на то, что ситуация нормализуется, поскольку у властей нет ни желания, ни возможности обеспечить положительный результат. С одной стороны, они хотят накопить богатство и построить сверхцентрализованную экономическую систему, но, с другой стороны, хотят, чтобы народ, представители бизнеса не сетовали и не покидали страну. Так не бывает.

Констатируем, что команда Сержа Саргсяна потерпела позорное фиаско как во внешней политике, так и во внутренней. Это самое неэффективное управление за весь период новонезависимой Армении. Все предыдущие режимы тоже совершали ошибки и промахи, но никто не отличился столь безграничной алчностью к деньгам, цинизмом, фарисейством, дилетантизмом, воинствующим невежеством и демагогией.

За их дикцией а-ля священник кроется плутократия, а за благочестием и проповедями скромной жизни – автомобили «Бентли».

Посмотрите на обещания президента Саргсяна и премьера Саркисяна, сравните их с зафиксированными результатами и вы убедитесь, что это я еще мягко выразился.

От «футбола» остался мяч

Пропагандисты власти сейчас пытаются не говорить о «футбольной» дипломатии, хотя, когда «свободные, но подсержевские» подводили итоги первого и даже второго года правления  «гибкого» лидера РПА, то обязательно демонстрировали улыбки и рукопожатия Саргсяна с Гюлем. «Инициативность» преподносилась как проявление сверхмудрой политики, однако время поставило всё на свои места. В результате саргсяновского «футбола» мы получили следующие результаты:

  1. отношения с Турцией стали хуже, чем были до того;
  2. воспользовавшись грубой ошибкой Саргсяна, официальная Анкара получила легитимную возможность активизировать свою роль в Карабахском вопросе, естественно, на стороне Азербайджана;
  3. в вопросе Карабахского конфликта армяно-турецкий процесс нанес серьезный удар армянской стороне, в результате чего мы получили заявления глав государств-сопредседателей МГ ОБСЕ в Л'Аквилле и в Мускоке, которые однозначно противоречили нашим интересам. Кроме того, было принято (в том числе, Саргсяном) совместное заявление в Астане, в котором ссылаются на решения ООН, а, как известно, решения ООН по Карабахскому вопросу всегда носили антиармянский характер, поскольку в них содержится формулировка «оккупированные территории» и в качестве приоритета указано не право народа на самоопределение, а территориальная целостность Азербайджана, которая якобы распространяется и на территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Кстати, еще до «футбола» была подписана печально известная Майндорфская декларация, в которой также ссылались на решения ООН.
  4. «Футбольная» дипломатия, фактически, привела к замораживанию процесса международного признания Геноцида армян.

«Пользой» от армяно-турецкого «футбола» осталось непонятное ликование Сержа Саргсяна в тот момент, когда в турецком городе Бурса нашим футболистам забили гол, хотя было обещано установить отношения с Турцией и открыть  границу в разумные сроки. Если помните, Серж Саргсян заявлял, что он отправится в Турцию только при условии, что армяно-турецкая граница будет открыта или же мы будем на пороге этого.

От реформаторов «второго поколения» остались лекции о коровьем вымени

Во внутренней жизни картина гораздо хуже. Три года назад премьер-министра Тиграна Саркисяна представляли нашему обществу как великого мыслителя нашего времени и реформатора второго поколения. Лидер «уличной» оппозиции тоже сетовал в ходе одного из митингов на то, что премьер – хороший, но бедному парню не пустят работать. На деле же оказалось, что очень даже хорошо пустили, результаты чего мы все видим.

На начальном этапе правления Сержа Саргсяна и его премьер-министра обществу представлялись столь нью-васюкистские программы, что даже вареные куры рассмеялись бы. А что мы имеем сейчас? Верно – регресс.

О превращении Дилижана, Джермука, Гюмри и других городов и сел в международные центры, морские порты «подсержевские» СМИ, по понятным причинам, в этом году уже не говорили.

Не говорили и об идеях Сержа Саргсяна по превращению перца, соленья и сыра в международный бренд. Они тоже поняли, что лучше молчать, ограничившись показом кадров, на которых Саргсян «Иштояна видит, академика видит», то есть, приветствует Хиллари Клинтон, видит Барака Обаму сблизи и пожимает руку Дмитрию Медведеву.

Касаясь экономической политики, заметим, что «пользой» от «Армянского мира» и силиконовых долин Тиграна Саркисяна нам остались лишь сельский перфоманс премьера на фоне пустого кувшина и лекции о мытье «эротических» мест коров.

Что же касается конкретных обещаний Сержа Саргсяна, которые он дал 2-го октября 2008г., когда обратился к Национальному собранию с посланием (http://www.president.am/events/statements/rus/?id=21), то о степени их претворения в жизнь можете судить сами. А обещал Саргсян следующее:

а) в ближайшие месяцы Армения начинает строить новую атомную станцию;

б) в ближайшие годы начнется строительство железной дороги Иран-Армения;

в) в ближайшие месяцы будут созданы Всеармянский банк и Инвестиционный фонд, которые будут финансировать крупномасштабные проекты.

Уместно вспомнить также о том, что во время парламентских выборов 2007г. возглавлявший предвыборный список РПА Серж Саргсян говорил о развитии в Армении нанотехнологий. Это также из серии «международных центров» Тиграна Саркисяна и «безвременно скончавшегося» министра экономики Нерсеса Ерицяна, точнее, предвещавший всё это блеф. Блеф, на который в те дни не обратили внимания, а ведь именно блеф стал единственным инструментом саргсяновской власти.

Единственное, чего Серж Саргсян достиг в течение прошедших трех лет – удержание своей власти, что ему удалось благодаря сотрудничеству с Левоном Тер-Петросяном. Сотрудничество, которое они называют «игрой в шахматы», но не говорят, чем эти «шахматы» по содержанию отличаются от тех, в которые незадолго до 1-го марта 2008г. сыграли народу на беду Серж Саргсян и Артур Багдасарян. Различие, пожалуй, в том, что до «шахмат» 2008г. жертв еще не было. Сейчас же Тер-Петросян предлагает Саргсяну сыграть в «шахматы» при наличии десяти жертв и многочисленных политзаключенных. Судите сами, в каком случае «шахматы» более отвратительны и осудительны.

Единственным результатом нынешней серже-левоновской «игры в шахматы» станет то, что мы будем вынуждены подводить итоги и четвертого, а, вероятно, и пятого года, президентства Саргсяна, но нужно сделать так, чтобы серже-левоновские «шахматы» не привели к необходимости публикации статей и о годовщинах второго срока Саргсяна. А чтобы этого не произошло, нужно с главарем этого режима не в «шахматы» играть, а сцепиться с ним в бокс – в политическом смысле слова. Это предложение, конечно, не распространяется на Тер-Петросяна. Он выполняет свою миссию блестяще, а результатом этой миссии является то, что мы подводим итоги бесславного правления Саргсяна не в прошедшем, а в настоящем времени.

Кто понимает всё это, тот должен предпринять действия, а кто не понимает или же делает вид, что не понимает, то это их проблема. Отмечу лишь, что смешно кричать «Сержик, уходи!», поддерживая при этом Левона, который, фактически, заявляет, что реализацией лозунга «Сержик, уходи!» может воспользоваться Азербайджан, поэтому нужно идти на «диалог», что, учитывая ряд обстоятельств, означает «Сержик, останься!».

Уже пора бы армянскому народу говорить о Серже Саргсяне в прошедшем времени и начать строить свое настоящее и будущее. Убежден, что это возможно и что так и будет сделано. А до реализации этих программ остается надеяться, что они не будут заниматься селом столько усердно, что мы потеряем его навсегда.

Сельская «инициативность», действительно, дает повод для беспокойства, если вспомнить, что произошло, когда во внешней и во внутренней политике команда Саргсяна начала активно выступать с инициативами. Что тут скажешь? Боже, храни Армению и особенно оказавшееся под прицелом премьер-министра село!

. . .

Подведем итоги: в течение этих трех лет Саргсяну удалось расколоть армянскую нацию на несколько лагерей, продолжить строить баррикады между обществом и собой.

Саргсяну удалось также поссориться с приведшими его к власти людьми и своим бывшим окружением, но в результате так и не сформировав новую команду, не найдя признания со стороны общества и, в прямом смысле слова, уповая лишь на близких (братья, зять, личный водитель Вачик, секретарша Сатик). Возможно, что и владелец «Флеша» Барсег Бегларян продолжает оставаться бизнесменом-фаворитом Сержа Саргсяна, и всё.

Да, еще роль «ангела-хранителя» власти Сержа Саргсяна взял на себя также и лидер «уличной» оппозиции Левон Тер-Петросян. Вот и вся «свита» третьего президента РА.

Пришедшему к власти благодаря событиям 1-го марта Саргсяну не удалось реализовать программу «Одна нация, один олигарх, один дьячок, один зять», которая предполагала раскулачивание представителей крупного бизнеса и присвоение их собственности под прикрытием демагогического лозунга «Боремся против теневой экономики», разрушая в это время остатки экономики, что непростительно и за что президент и премьер-министр должны ответить.

Годы президентства Сержа Саргсяна были временем ослабления безопасности нашей страны, а это не может быть прощено в государстве, находящемся в состоянии «холодной» войны. Вопрос нанесения ущерба безопасности государства не имеет срока давности.

Карен Акопджанян

Последние материалы этого заголовка