Комментарии

30.08.2012 00:10


Три президента и пресса

Три президента и пресса

Одним из главных достижений новонезависимой Армении является появление института неправительственной или, так сказать, независимой прессы. Сугубо законодательно все приведено в соответствие с международными стандартами, однако на деле власти постоянно пытаются полностью взять под свой контроль СМИ. Так было и при Левоне Тер-Петросяне, и при Роберте Кочаряне. Такая же ситуация и при Серже Саргсяне, просто различны методы и масштабы этого контроля.   

Хотя первый и второй президенты во многих вопросах имеют резко отличающиеся друг от друга мировоззрение и идеологию, однако в вопросе прессы они схожи. Они оба любят делить поле на черное и белое, предпочитая применять против оппонентов жесткие методы. В основном это обусловлено тем, что и Тер-Петросян, и Кочарян прекрасно знают, чего они хотят, уверены в своей правоте, поэтому не видят смысла в том, чтобы идти на компромисс, и предпочитают идти на лобовую.   

Несомненно, отказ идти на компромиссы и применение санкций против «неудобных» СМИ является недемократическим подходом, и это никак нельзя приветствовать. Однако заметим, что в переходный период подобные явления отмечались во всех странах. Можно сказать, что оказание давления на прессу является для властей стран демократического перехода «детской болезнью».

Однако стоит также особо подчеркнуть, что при своей жесткой линии политического поведения Тер-Петросян и Кочарян играли открыто и не обманывали общество с целью вместиться в ложный имидж демократа. Была борьба, и в ней не было этой размытости. Можно принимать или нет проводимую Тер-Петросяном или Кочаряном политику, но нельзя сказать, что они притворялись и играли в двойную игру. В этом плане они оба были честны перед народом.

Совсем другая ситуация в случае с Сержем Саргсяном: руководитель РПА попросту клиентизирует те СМИ, которым не хватает силы воли, что является более грязным методом, чем прямое противостояние, так как в этом случае ликвидируется само информационное поле, которое становится инструментом по превращению государства в скотоферму.    

На первый взгляд может сложиться впечатление, будто при третьем президенте информационное поле действует сравнительно свободно, но это только на первый взгляд. Более тотального контроля над медийным полем не было ни при Тер-Петросяне, ни при Кочаряне. Попросту был выбран «мягкий» способ контроля.

Если при первом и втором президентах Баграмяна 26 контролировал телевидение, спуская те или иные распоряжения, а на оппозиционные газеты оказывал давление, то окружение третьего президента по очереди скупает телекомпании, не довольствуясь осуществлением только политического контроля и стремясь взять в свои руки коммерческий сектор телевидения. Не секрет, что под влиянием зятя президента – Микаэла Минасяна – оказались самые значительные телекомпании в стране.       

Что касается печатной прессы и развивающихся в последние годы благодаря частным телекоммуникационным компаниям электронных СМИ, то сегодня они за редким исключением тоже принадлежат окружению Сержа Саргсяна (обратите внимание, что они не контролируются, а фактически принадлежат). Кстати, подобного не было ни при Тер-Петросяне, ни при Кочаряне. В периоды правления последних люди знали, какие газеты были провластными, а какие – оппозиционными. Люди читали и тех, и других, делая соответствующие выводы. Борьба между газетами тогда была публичной и идеологической. Сегодня же некоторых «оппозиционеров» купили с потрохами, и, образно говоря, здесь даже собака не признает своего хозяина.      

За исключением трех-четырех информационных сайтов и одной газеты (речь идет о влиятельных), остальные сейчас действуют под младоолигархией. Создана медиаимперия, занимающаяся производством и распространением лжи, и на нее возложена функция по загрязнению политического и общественного поля, промыванию мозгов и созданию при помощи геббельской пропаганды королевства кривых зеркал.    

Действующие под видом «независимых», «оппозиционных» и «свободных», но на самом деле находящиеся под контролем президентского дворца СМИ, так размыли информационное поле, что только обладающие профессиональными навыками и соответствующим уровнем информированности люди могут отличить черное от белого, особенно, когда этим СМИ в той или иной мере разрешено иногда критиковать и Сержа Саргсяна (скажем, по части приостановки процесса по переделу собственности), что окончательно вводит рядовых читателей в заблуждение.       

Подобное положение окружение Сержа Саргсяна пытается преподнести в качестве доказательства большей демократичности и толерантности действующего президента по сравнению с двумя предыдущими, но это не так. Если политика, проводимая  на информационном поле нынешними властями, чем-то и отличается от политики предыдущих властей, то только безграничным цинизмом и способностью наполнить поле зловонием.    

Дело в том, что, не имея твердых представлений, мировоззрения, идей и принципов, Серж Саргсян не борется против оппонентов или пытается заставить прессу замолчать, чтобы продвигать свою линию, а просто покупает кого и сколько может. Серж – человек, руководствующийся «однодневным курсом», а подобные люди обычно не отличаются устойчивыми взглядами и находят язык со своими оппонентами исключительно посредством денег, а когда это не удается, начинают использовать «мутиловки» и интриги.

Серж Саргсян взаимодействует с прессой с психологией торговца, и в этом причина того, что «независимые» средства массовой информации и «прогрессивные» журналисты и аналитики очень любят руководителя РПА, поскольку последний, в отличие от Тер-Петросяна и Кочаряна, хорошо смотрит за большей частью представителей четвертой власти, покупая их как проституток.

Итак, подвергнув большую часть политического поля клиентизации и барабанизации, Серж вместе со своим окружением приступил к делу клиентизации СМИ, и представлять всё это в качестве толерантности и демократии является демагогией.

Можем констатировать, что в годы президентства Сержа пресса стала одним из оружий, применяемых против общества, чего не было ни при Тер-Петросяне, ни при Кочаряне. Самое же отвратительное то, что предстающие сегодня в облике оппозиционных газет и сайтов СМИ выполняют функцию 5-й колонны.

Фактически,  вместо предотвращения эмиграции, которая за четыре года достигла 150 тыс.  человек, «инициативные» власти пошли по совершенно иному пути и предпочли  держать 150 журналистов и политических клиентов, натравливая их на общество, подобно тому, как в описанной Оруэллом ферме животных свиньи натравливали подчинявшихся им собак.

«Так нам обойдется дешевле»,– рассчитали занимающиеся построением «экономики одного олигарха» власти и приступили к делу. Иными словами, «независимая» пресса стала соучастницей возглавляемой Сержем Саргсяном власти и инструментом заметанию следов ее преступлений. А это означает, что в годы правления Сержа уничтожаются те ростки гражданского общества, которые появились в результате борьбы против власти в годы президентства Тер-Петросяна и Кочаряна. Нынешним властям продалось столько так называемых журналистов, гражданских активистов и аналитиков, что когда власть сменится, значительная часть информационного поля автоматически окажется на свалке.

Выше всяких сомнений, что во время предстоящих президентских выборов Серж Саргсян при помощи подконтрольных ему СМИ и клиентов (то есть, 150 человек) будет стремиться воспроизвестись, однако задачей всех обеспокоенных будущим Армении граждан должны стать адекватный ответ на «мутиловки» медиаполя и достижение политических перемен.

Карен Акопджанян

 

Последние материалы этого заголовка