Редакционная статья

09.03.2015 11:20


Молчание не знак согласия

Молчание не знак согласия

Наши читатели уже заметили, что после известных событий на политическом поле мы стали сравнительно пассивнее. И это естественно. Сказать, что ничего не произошло, было бы неискренне. Однако заявлять, что всё кончено, тоже было бы ошибочным. Просто настает момент, когда хочется промолчать. Тем не менее это не тот случай, когда молчание – знак согласия.

Молчание – всего лишь следствие решения взять паузу и не вмешиваться в информационную шумиху. В особенности когда со дня основания сайта мы представляли наше видение и наши задачи в ежедневном режиме, почему и можем позволить себе молчание.

На политическом поле всё произошло у нас на глазах, и всем всё понятно. То же, что не было обозримо, при удобном случае будет представлено мною в качестве активного участника политических процессов и прекрасно осведомленного о внутренней кухне человека. Сейчас я нахожу целесообразным следить за ходом событий с позиций наблюдателя и глазами специалиста.

. . .

Через несколько дней исполнится 6-я годовщина основания информационно-аналитического сайта «7or».

Воды за это время утекло немало, но мы не отступились от наших принципов и идеологических позиций ни на йоту, и в стратегическом плане намеченный нами вектор остался неизменным. В тактических же вопросах мы были гибки настолько, насколько это не вредило общей стратегии. Как только мы видели, что тактика может навредить стратегической линии, сразу же предпринимали соответствующие шаги, ставя всех и всё на свои места. Возможно, это не всем нравилось и выводило кого-то из терпения, но нас это не особо интересовало.

Миссия «7or» неизменна – способствовать национально-демократическим изменениям в стране.

Если бы мы находились в стандартных условиях, то не отметили бы национальной составляющей изменений, поскольку понятно, что демократическое само по себе является общечеловеческим и, уже тем самым, национальным.

Национальный момент был указан также с целью введения разграничения, учитывая определенные обстоятельства и особенности нашего политического поля.

Мы особо подчеркиваем «национальное», чтобы дистанцироваться, с одной стороны, от клерикально-консервативного, а с другой – «взыскательного», бахвально-авантюрного течений, которые, несмотря на свою, на первый взгляд, противоположность, являются двумя сторонами одной медали и не имеют никакого отношения к армяно- и государственно-центристским подходам.

«Национальное» подчеркиваем также потому, что не приемлем так называемой политики ориентирования на тот или иной центр силы, которая у нас выражается в «прозападности» или «пророссийскости». Это тоже две стороны одной медали, и не имеет никакого отношения к интересам государства.

«Про»-ориентированность в основном является бизнес-проектом и способом сокрытия реальных деятельности и мотивации ее приверженцев.

Что касается демократических изменений, то в их основе лежат обеспечение легитимности собственности и защиты института этой собственности, внедрение конкурентной системы и исключение политической монополии.

Не может быть демократической (конкурентной) системы без конкурентной экономической системы. Примеры обратного есть (известный принцип Дэн Сяопина «Либеральная экономика без либеральной демократии», а также опыт стран, совершивших переход от авторитарных к демократическим системам). Однако нет ни одного примера, когда на экономическом поле утверждается сверхцентрализованность (взятый у нас в стране курс), а политическая надстройка бывает демократической и развивается гражданское общество (как нас в этом хотят убедить придворные аналитики и политически исчерпанные деятели).

Если утверждается политическая монополия, то это извращает экономические, политические и правовые отношения, и способствует внедрению извращенной системы ценностей. Когда заявляется о том, что политикой должны заниматься политические деятели, то каждому гражданину РА могут предъявить уголовное обвинение за неимение соответствующего значка или неношение определенного головного убора.

. . .

Произошедшее с Гагиком Царукяном – довольно негативный индикатор. Сложившаяся ситуация должна вызывать беспокойство у всех.

Те, кто радуются полученным ППА ударам, либо политически невменяемы, либо выполняют заказ властей, поскольку абсолютное отсутствие сдержек и противовесов еще ни в одной стране не приводило к чему-либо хорошему.

Известно, что власть извращает, а абсолютная власть – делает это в абсолютном проявлении.

Как представитель крупной буржуазии, Гагик Царукян занимал промежуточную позицию между властью и обществом. Возглавляемая им ППА была своеобразным профсоюзом по защите прав малого, среднего и крупного бизнеса, а в последнее время – также других слоев общества, которого сейчас нет. Это означает, что власть и общество сейчас остались один на один. По одну сторону – организованное и агрессивное меньшинство, в руках которого сосредоточены административные, криминальные и силовые рычаги, а по другую – подавляющее большинство общества, которое более не обладает структурно-организационным инструментом выражения своего недовольства. Сейчас нет и этого. К чему же может привести всё это, предугадать нетрудно.

По большому счету, возможны два сценария:

1. Сегодняшняя ситуация сохраняется и углубляется, что чревато серьезнейшими проблемами в плане обеспечения безопасности и развития РА и НКР,

2. Происходят позитивные и ценностные сдвиги. Сложившийся вакуум обязательно заполнится (нужно сделать всё, чтобы его не заполнили вооруженные силы противника). Свято место пусто не бывает.

Одно очевидно: наша страна и наше общество не обладают ресурсом по поддержанию суперавторитарной системы.

Сейчас лопаются последние пузыри, на «оппозиционном» поле накаляется межклиентская и межвидовая борьба, а идеологически обанкротившиеся и проигравшие силы переживают свои последние мгновения.

Мы будем внимательно следить за событиями и немного «отдохнем» от политики, не позабыв напомнить всем, что если ты не занимаешься политикой, она занимается тобой.

Несомненно, предпочтительным в политике является пребывание в роли субъекта, а не объекта. Так что, «7or», независимо от всего, продолжит свою деятельность. И как минимум нелепы и смешны разговоры о том, что после случившегося с ППА наш сайт закроется.

«7or» начал работать 15 марта 2009 года. В самом начале нас считали левоновцами, затем все поняли, что это, мягко говоря, не так, и начали считать кочаряновцами. Впоследствии нас стали воспринимать как ППА-евцев. Авторы подобных оценок всего лишь демонстрировали своё раболепие или поверхностные представления о политике. Имеющие покровителей всегда ищут их у других.

Некоторые не в состоянии отличить покровительство от партнерства, так как это не умещается у них в головах. Но это уже их личная проблема.

Действительно, не секрет, что ППА и Гагик Царукян были нашими политическими партнерами (нормальные человеческие отношения с Царукяном сохраняются и сейчас). Повторюсь, что с первого дня нашего основания мы ставили своей целью достижение в РА национально-демократических изменений, которым способствовала также ППА, и наше партнерство было естественным.

Отношения с ППА начали развиваться после февраля 2011 года. С того момента, когда власти навязали Царукяну новый коалиционный меморандум. После этого он поставил задачу аннулировать этот печально известный меморандум и в меру своих сил способствовать изменениям. Само собой разумеется, что в этих условиях мы должны были оказывать ППА всяческую поддержку, и мы сделали это (с этой целью было даже налажено тактическое сотрудничество с идеологически неприемлемым политическим сектором). В отличие от «независимой» прессы, которая не хочет раскрывать своих связей с президентским дворцом, мы не скрывали наших политических симпатий и антипатий. То есть, были с обществом искренни и честны, и продолжим быть таковыми и дальше.

Нужно отметить, что, к чести ППА и лично Гагика Царукяна, была проделана колоссальная работа. ППА не только разорвала коалиционный меморандум, который был антиконституционным документом, но и стала полностью независимой и самодостаточной силой, превратившись в партнера общества.

Стоит особо подчеркнуть, что закрепить конечный результат не удалось вследствие человеческого и психологического факторов, определенного изменения политического баланса, технических вопросов и некоторых других составляющих (при необходимости скобки будут раскрыты).

. . .

Сейчас мы являемся свидетелями завершения цикла по утверждению политической монополии, начало которому было положено парламентскими выборами 2007 года. От последующего хода его развития будет зависеть будущее всей Армении.

Мы продолжим нашу деятельность.

Лозунг «7or» прежний – «Познай самого себя». Цель тоже неизменна – добиться национально-демократических изменений. Об этом я заявил в первой редакционной статье, где и представил нашу миссию. У нас ничего не изменилось.

Молчание не знак согласия. Иногда оно намного красноречивее.

Продолжайте следить за «7or».

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка