Политика

22.04.2016 16:42


Выступление и ответы на вопросы СМИ главы МИД РФ С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД РА Э.А.Налбандяном

Выступление и ответы на вопросы СМИ главы МИД РФ С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД РА Э.А.Налбандяном

Уважаемые дамы и господа,

Хотел бы прежде всего поблагодарить наших армянских друзей за традиционно радушный прием и гостеприимство. Мы провели очень интенсивные переговоры, в ходе которых подтвердили приверженность регулярному политическому диалогу на высшем и высоком уровнях. Наши лидеры общаются весьма часто. В марте этого года Президент Армении С.А.Саргсян был в Москве с рабочим визитом. Пару недель назад в Ереване находился Председатель Правительства России Д.А.Медведев с официальным визитом, регулярно общаются наши министры, руководители парламентов. Так что это важная составляющая ткани наших тесных союзнических отношений.

Наши переговоры показали, что мы успешно сотрудничаем по двусторонней линии и в рамках международных структур, прежде всего, в ОДКБ, в которой в этому году председательствует Армения. Мы поддерживаем представленный План приоритетов армянского Председательства в ОДКБ и особенно признательны, что хорошие предложения были внесены по повышению эффективности работы союзников в ОДКБ по борьбе с терроризмом, развитию военно-технического сотрудничества.

У нас очень неплохо развиваются торгово-экономические связи. Россия остается ведущим партнером Армении в торговле, в инвестиционной сфере. Несмотря на объективные и субъективные проблемы, проявляющиеся в мировой экономике, наш товарооборот практически не снизился. Я считаю уже это важным достижением. Общий объем капиталовложений российских компаний в экономику Армении превысил 4 млрд.долл.США. Мы отметили важную роль, которую играет Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Поддерживаем активную работу Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству как работу еще одного очень важного механизма нашего союзнического партнерства.

Мы также отметили динамичное развитие контактов в научно-технической, гуманитарной и образовательных сферах. В Ереване работает филиал МГУ им.Ломоносова. В контактах с армянскими партнерами участвуют порядка 70 российских регионов. Это очень серьезная цифра. Совсем недавно открыт российско-армянский Центр гуманитарного реагирования. Сегодня мы обсуждали возможность привлечь к программе разминирования в Пальмире специалистов-саперов этого Центра. Надеюсь, что эта наша совместная инициатива может быть реализована.

По международным и региональным вопросам наши позиции практически идентичны. Мы договорились укреплять внешнеполитическую координацию в ООН, ОБСЕ, Совете Европы,ОЧЭС и в других форматах. Мы будем тесно согласовывать наши подходы к интеграционным процессам в Европе и в целом в Евро-Атлантике. Речь идет о вопросах безопасности, коллективной и неделимой безопасности.

Армения – наш ключевой партнер на пространстве СНГ. Мы приветствуем инициативы Еревана, направленные на дальнейшее упрочение авторитета и повышение эффективности работы СНГ. В рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве приоритетное значение наряду с ОДКБ имеет ЕАЭС. Условились и дальше прилагать усилия с тем, чтобы скорее обеспечить адаптацию армянской экономики к членству в ЕАЭС, в том числе путем реализации российско-армянского межправительственного соглашения от мая прошлого года, в котором речь идет об оказании нашим армянским друзьям технической и финансовой поддержки.

Конечно, мы обсуждали ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта. Мы хотели бы вновь выразить искренние соболезнования родным и близким погибших в результате вспышки насилия. Эти трагические события лишний раз подтверждают, что этот конфликт не имеет и не может иметь военного решения, может быть преодолен исключительно политико-дипломатическим путем. На данном этапе мы считаем абсолютно приоритетным обеспечение полного и неукоснительного выполнения соглашений 1994 и 1995 гг. о прекращении огня, которые являются бессрочными и должны в качестве таковых полностью всеми уважаться. Россия в своем национальном качестве и как член «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ будет делать все, чтобы оказывать сторонам всемерное содействие. Еще раз подчеркну, на данном этапе, помимо полного уважения всех условий бессрочного перемирия, мы считаем важным уделить внимание практической реализации мер доверия, обеспечения безопасности, мер по расследованию инцидентов, которые были согласованы президентами Армении и Азербайджана при российском посредничестве в 2011 г., и над воплощением которых в жизнь работала ОБСЕ. Я считаю, что дальнейшее промедление с претворением этих решений в жизнь было бы неправильным.

В целом, мы удовлетворены итогами наших переговоров. Еще раз хочу поблагодарить Эдуарда Агвановича и всех наших армянских друзей за прекрасную организацию нашей работы.

Вопрос: Последние события, которые развивались в Нагорном Карабахе, со стороны турецких властей были прокомментированы официально. На Ваш взгляд, какой отпечаток могут оставить подобные заявления турецких властей в деле мирного урегулирования этой проблемы?

С.В.Лавров: Я считаю, что заявления, прозвучавшие из уст турецкого руководства, являются абсолютно неприемлемыми по простой причине: это были призывы не к миру, а к войне, призывы к решению конфликта военным силовым путем. Это в корне противоречит позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ, позиции международного сообщества. Но мы уже, к сожалению, привыкли к такого рода «выкрутасам» нынешнего турецкого руководства.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие конкретные шаги нагорно-карабахского урегулирования Вы обсуждали со своим коллегой из Армении?

С.В.Лавров: Я уже сказал, что на данном этапе мы считаем принципиально важным сделать все, чтобы не допускать каких-либо нарушений имеющихся бессрочных договоренностей сторон по перемирию. Договоренности, которые были достигнуты еще в 1994-1995 гг., по общемировому универсальному признанию сохраняют свою силу полностью. В контексте консолидации этих договоренностей в последние годы при посредничестве России были согласованы шаги, которые необходимо воплотить в жизнь. Это касается расследования инцидентов и других мер доверия и безопасности. В 2011 г. (уже достаточно давно, пять лет назад) ОБСЕ подготовил «дорожную карту» о том, как двигаться в этом направлении в практическом плане. Считаем важным, чтобы германское Председательство, которое проявляет большой интерес к урегулированию различных конфликтов на пространстве ОБСЕ, на этом сконцентрировалось и проявило полномочия Председателя ОБСЕ. Будем всячески способствовать тому, чтобы Берлин осознал свою ответственность в этой области.

Вопрос: Высший комитет по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции к пятнице покинул Женеву почти в полном составе. Не означает ли это, что ВКП фактически сорвал переговорный процесс? Не считаете ли Вы в этой связи необходимым созвать МГПС для перезапуска переговорного процесса?

С.В.Лавров: Вы назвали его «Высшим комитетом по переговорам». Эта структура сама определила для себя такое название. Это не единственная группа оппозиции. Там есть еще московская группа, каирская группа, группа оппозиционеров из Хмеймима, есть группа независимых оппозиционеров, в которую входят очень влиятельные персонажи – авторитетные и уважаемые люди. От этой т.н. «высшей переговорной команды», от ВКП уже откололись несколько человек. Они выразили несогласие с тем, что в этом комитете радикалы, включая лидеров «Джейш аль-ислам», «правили бал». Это все больше подтверждает нашу правоту. Мы предлагали включить эту организацию в список террористических, но ради скорейшего достижения перемирия мы пошли на компромисс и дали ей шанс в рамках соответствующих договоренностей МГПС. Эта организация, а также «Ахрар аш-Шам» на деле активно доказывают, что они в полной мере разделяют антигуманные бесчеловечные подходы, которые исповедуют ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра». Поэтому я считаю, что это процесс оздоровления сирийских переговоров. Если те, кто грубо отказывается признавать основу концепции, одобренной в Совете Безопасности ООН, а именно, что только сами сирийцы в ходе переговоров будут решать все вопросы, связанные с судьбой своей страны, то, наверное, не проигрывает никто, кроме них самих, если они покидают переговорную площадку. Если они хотят обеспечить свое участие только за счет ультиматумов, с которыми все должны согласиться, то это их проблемы. Как я уже сказал, здравомыслящие участники этого т.н. комитета уже вышли из его состава. Мы выступаем за то, чтобы они в качестве независимых деятелей принимали участие в дальнейших переговорах.

Специальный посланник Генерального секретаря ООН С.де Мистура должен выполнять мандат, данный ему Советом Безопасности ООН, т.е. разговаривать со всем спектром оппозиции. Естественно, насильно мил не будешь. Если какая-то часть этого спектра хочет капризничать – ради Бога. Не надо за ними бегать. Надо работать с теми, кто готов думать не о своей карьере, не о том, чтобы «ублажить» своих покровителей за рубежом, а кто готов думать о судьбе своей страны.

Вопрос: В российских СМИ появляются в последнее время публикации со ссылкой на «лица, близкие к Кремлю» и с указанием фактов, что Азербайджан и Армения считают договоренности, подписанные в Казани, недействительными. Как Вы это прокомментируете?

С.В.Лавров: Мой ответ на Ваш вопрос очень прост. Как непосредственный участник тех событий могу сказать, что Армения казанский документ не отвергала.

Последние материалы этого заголовка