Комментарии

19.10.2018 14:32


Политические качели: Карен Демирчян (видео)

Политические качели: Карен Демирчян (видео)

Политология – наука не точная, но политическая практика предоставляет возможность давать на основе закономерностей и правил практически 100-процентно верные оценки и прогнозы относительно того или иного процесса.

Политологические правила и закономерности действовали во все времена и у всех народов. Могут быть формальные отличия, но в содержательном плане всё аналогично.

Эффект Тойнби

Одной из самых известных в политологии действующих закономерностей является носящий имя английского философа Арнольда Тойнби эффект. Это цикл «подъема-спада-нового подъема».

Формула «ухода и возвращения» универсальна. То есть она фиксировалась в различных государствах и в разные исторические периоды.

Согласно Тойнби, общественные настроения весьма переменчивы, и в отношении одного и того же субъекта они могут колебаться от крайне позитивных до крайне негативных, и снова возвращаться к позитивным. Правильно выбранные пауза и стратегия дают возможность воспринимавшемуся в прошлом «белым» деятелю возвратиться из «очерненного» состояния в «белое» поле, то есть стать из ненавидимого обществом снова любимым им.

Политические качели могут раскачать политического деятеля из одной крайности в другую. Это происходит в результате встряски общественных настроений.

Толпа в особенности является носителем очень изменчивых настроений: она может вознести на волне своего любимчика, но немногим спустя его же жестоко поглотить, уничтожив некогда кумира и найдя вместо него другого. В этом плане бытность любимчиком толпы очень опасна в первую очередь для самого любимчика. Чем сильнее любовь толпы к кумиру, тем болезненнее бывает его падение – это закон физики, который четко действует и в политологии.

Карен Демирчян: кумир-антикумир-кумир

Дабы рассмотреть эффект Тойнби применительно к нашей среде и самим сделать для себя выводы, стоит бегло пройтись по страницам нашего недавнего прошлого.

С 1974 по 1988гг., то есть 14 лет, Карен Демирчян руководил советской Арменией. Его обожал пролетариат, любил практически весь народ и уважало подавляющее большинство государственной бюрократии.

Начавшееся в 1988 году Карабахское движение и происходившие на территории всего Советского Союза процессы изменили настроения народа. После «Я не держу Карабах в кармане, чтобы отдать его вам» Демирчян превратился из кумира в антикумира и под свисты толпы ушел с поста руководителя (стоит заметить, что на данном этапе в советских республиках делегитимировались практически все коммунистические руководители).

После 1988-го он практически 10 лет был вне политики и хранил молчание.

В результате движения 88-го мы получили новонезависимое государство. На начальном этапе у всех нас были иллюзии, что всё будет легко и просто. Как говорилось, жизнь должна была быть в радость, а достаток бесплатным – «Будем продавать «Джермук» и молибден, и заживем». Жизнь, однако, показала, что для обладания независимым государством нужно бороться и платить высокую цену. К этому большая часть армянского народа была не готова. В результате возникших в силу объективных и субъективных причин трудностей взгляды общества начали оборачиваться назад. Тяжелое бремя социального положения породило политическую ностальгию, и многие вспомнили Карена Демирчяна и относительное социальное благополучие периода его руководства. Люди даже не задумывались, что Демирчян был в другом государстве и в иной ситуации, и сейчас с его возвращением волшебной палочки не появится – долгое время не имевшим государственности нациям свойственно впадать в иллюзии.

Возвращения Демирчяна ждали уже спустя 5 лет после обретения независимости – в ходе президентских выборов 1996 года, но, в отличие от имевшего место в нескольких постсоветских странах возвращения коммунистических лидеров, Демирчян не вошел в политическую борьбу (почему же так произошло – тема для отдельного анализа, тема, которая касается ментальных, этических, исторических и морально-политических кодов нашего народа).

В 1996-ом Демирчян не вернулся, но, так как на него имелся общественный спрос, одно крыло осуществившей в 1998 году смену власти команды всё же убедило его вернуться в политику, преследуя различные политические цели (одной из целей было препятствование возвращению Вазгена Манукяна, имевшего в то время статус лидера титульной оппозиции: понятно, что Тер-Петросяна отстраняли не для того, чтобы затем сдать власть Манукяну).

Вернувшийся спустя 10 лет после 1988-го в политику Карен Демирчян имел статус кумира. Освистывавший 10 лет назад Демирчяна народ в 1998-ом резал в его честь баранов.

Итак, в случае Демирчяна тоже замечается эффект Тойнби. До 1988-го он был кумиром, в 1988-ом – антикумиром, а 10 лет спустя – снова кумиром.

Политические качели – явление своенравное. Сегодня ты «бел», завтра можешь «почернеть», а потом снова получить возможность стать «белым». Чем более незрелым является общество, тем сильнее раскачиваются политические качели.

Данная тема весьма актуальна в особенности в наши дни. Она должна заставить всех задуматься после головокружительного успеха и возникшей в его результате эйфории.

7or.am

продолжение следует

Последние материалы этого заголовка