Лента новостей

03.02.2019 08:52


Иран пытается узнать, в каком направлении пойдет Армения (фото)

Иран пытается узнать, в каком направлении пойдет Армения (фото)

29 января в Российско-Армянском университете Центром публичной дипломатии совместно с Лабораторией стратегических исследований в области национальной безопасности был организован круглый стол на тему «Армяно-иранские отношения в контексте глобальной ближневосточной политики: новые условия и старые подходы».

d18a6a9632f36e38f4683c835a91e063

В рамках обсуждения иранист, преподаватель Факультета востоковедения ЕГУ Гоар Искандарян представила актуальное состояние армяно-иранских отношений, отметив те основные задачи, которые перед новым руководством РА. Преподаватель Факультета востоковедения, координатор фонда ARDI Варужан Гегамян, в свою очередь, обратился к вопросу пересмотра подходов внешней политики Армении.

Ниже можете ознакомиться с основными тезисами круглого стола.

*

Армяно-иранские отношения развивались поступательно с 1991 г., начиная с создания понтонного моста на реке Аракс и формирования всей сопутствующей инфраструктуры. Локомотивом армяно-иранских отношений всегда оставалась энергетика и после проведения газопровода отношения продолжили двигаться в русле стратегического партнерства, так как элементом договора об обмене газа на электроэнергию было использования газопровода в интересах Армении в случае форм-мажора. Кроме того, от бартера электроэнергии Армения получает некоторый остаток.

*

Иран всегда защищал тезис о территориальной целостности Азербайджана, хотя не отмечал, что подразумевает под «территориальной целостностью». Урегулирование карабахского конфликта для Ирана важно с точки зрения продолжения переговорного процесса и исключения военного столкновения вблизи северных границ исламской республики со всеми вытекающими.

3

*

В 1915 г. персидские войска спасли большое количество армян, встав на пути турецкой армии. Сегодня данный факт может стать важной вехой в армяно-иранских отношений, хотя Иран не спешит признавать факт геноцида армян в Османской империи по конкретным политическим причинам. В годовщину памяти жертв геноцида армянская диаспора проводит шествия, иногда протестуя перед представительством ООН или посольством Турции. Разрешение демонстраций возле турецкого посольства служит некоторым индикатором ирано-турецких отношений на тот или иной период времени.

*

После внутриполитических изменений в Армении отношения с Ираном новой армянской властью рассматривались как стратегические. Повесткой дня до сих пор остается визит Никола Пашиняна в Иран и встреча с президентом Хасаном Рухани. С последним премьер-министр Армении встретился на сессии ООН, обсудив вопросы двустороннего сотрудничества и вхождение Ирана в зону свободной торговли с ЕАЭС, связующим звеном которого является Армения.

*

Армении нужны новые подходы в сфере внешней политики, так как глобальная политики и политика в конкретном регионе подвержена постоянному изменению. Для Армении важен скачок в разработке многоуровневой системы концепции внешней политики и стратегии национальной безопасности, нуждающейся в большой ресурсной базе как в вопросе финансов, так и интеллектуального потенциала. Старые подходы исчерпали себя и не могут предвидеть ситуаций, которые выходят за рамки старых схем взаимоотношений Армении с другими государствами. Как пример, в 2008-2011 г. Армения проводила работу на нескольких уровнях с турецким обществом и властью, что является важным опытом для формирования дальнейших шагов в анализе армяно-турецких отношений.

*

Армяно-иранские отношения до «бархатной революции» строились на основе длительного процесса взаимодействия и, в том числе, личного знакомства президента С. Саргсяна и президента Х. Рухани, которые в свое время возглавляли ведомства обеспечения национальной безопасности и имели долгую историю контактов. Сегодня иранское руководство пытается узнать подходы новой власти Армении, что входит в интересы Армении и зависит от работы армянского внешнеполитического ведомства.

52dd0ddccc0f6d2df77f17897dfceb4c

*

Визит Дж. Болтона в Армению вызвало специфический отклик в Иране, так как иранские СМИ писали о том, что Армения не предала своих интересов и защитила важность отношений с Ираном. В этом контексте результат визита Болтона в иранском обществе был показан как позитивный опыт двусторонних отношений.

*

В сфере публичной дипломатии общественные отношения Армении и Ирана находятся на низком уровне, хотя экспертное сообщество и власть поддерживают постоянные связи. В двух обществах сохраняется понимание важности политических связей, но они не выходят за рамки геополитического дискурса, так как большой интерес развития социальных или культурных связей отсутствует. Контакты с армянской диаспорой как армянского, так и иранского государства очень важны, но нужно понимать, что внутри иранского общественного дискурса отсутствует понятие «национальные меньшинства», так как основной акцент в исламской республике ставится на защиту религиозных меньшинств. Этот факт привносит свою специфику в отношения и с армянской диаспорой.

*

В идеальном варианте важна работа со всем обществом, но фактически получается сотрудничать с конкретными слоями: иранской властью, бизнес-сообществом, армянской общиной и другими. Сказывается также специфика общества и разница в религии, что не позволяет обеспечить влияние на более широкие слои населения. Пример, обсуждение определенных вопросов со стороны религиозных деятелей в мечетях.

*

В научной сфере мы можем очень эффективно сотрудничать с Ираном. Кажется, что есть стереотип о недостаточно развитой науке в Иране, но медицина, физика и многие другие сферы довольно развиты. Для Армении многие из этих сфер пока не доступны, и сотрудничество с Ираном может повысить научный потенциал республики.

*

ЕС объявил о сохранении контактов с Ираном и компенсации потерь от американских санкций в Иране, но европейцы не смогли прекратить исход частных европейских компаний из Ирана. Как пример, французская компания «Total» также из двух возможностей – реализации программ в Иране или продолжения сотрудничества с США – выбрала второе, поэтому частные компании до сих пор избирают путь малых издержек.

«Центр публичной дипломатии»

Последние материалы этого заголовка