Интервью

25.03.2010 13:22


Гегам Багдасарян

Гегам Багдасарян

Интервью с независимым депутатом Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики Гегамом Багдасаряном

-В интервью сирийской газете «Al Watan» президент РА Серж Саргсян сказал: «Когда народ Карабаха получит реальную возможность реализовать свое право на самоопределение, и когда будут созданы действенные механизмы безопасности и развития, в качестве компромисса с армянской стороны может рассматриваться возврат этих районов вокруг Карабаха Азербайджану, но, конечно, с сохранением  коридора, связующего Нагорный Карабах с Арменией». Как Вы прокомментируете данное заявление?

-До и вместо того, чтобы «воевать» с мыслями президента РА Сержа Саргсяна, высказанными в интервью сирийской газете, на мой взгляд, необходимо задать ему один простой вопрос о том, по какому юридическому и моральному праву он предопределяет судьбу второго армянского государства таким образом? Тем более, что верховная власть НКР многократно  публично заявляла, что у нас нет освобожденных территорий, а есть границы страны, которые закреплены ее Конституцией. Позиция же арцахского общества еще более жесткая и резкая. Нужно учитывать также и то, что нет какого-либо документа, по которому руководство НКР уполномочивает руководство РА представлять ее интересы в переговорном процессе. Прежде всего, нужно дать оценку этой «самодеятельности». Все остальное является производным от данного обстоятельства. Поэтому хотя бы на этот раз давайте откажемся от бессмысленных обсуждений и всей нацией зададим этот вопрос властям РА. Глубоко убежден, что ответ на данный вопрос подскажет армянству дальнейшие шаги. Другой вопрос, какое дело президенту РА до территорий другого государства? Тем более, что у этого государства есть свои власти.

Какова реакция Арцаха на данное и подобные заявления?

-Каждый раз, отвечая на этот вопрос, просто нервничаю. Хочешь, чтобы я сразу ответил? Я не знаю. Действительно, не знаю. Как правило, на то или иное заявление из Степанакерта отвечают два-три человека, причем на экспертном уровне. Можно ли это назвать реакцией Арцаха? Не знаю, вряд ли. Важна официальная реакция Арцаха. Спросите высшее руководство НКР, МИД, политические силы и т. д. Сегодня просто нужно спросить власти НКР, разделяют они точку зрения президента РА или нет? Это гораздо важнее, чем мнение эксперта. Как в Ереване, так и в Степанакерте мы должны суметь спросить власти и получить исчерпывающий ответ. Прежде всего, нужно решить вопрос данной возможности. Что значит реакция Арцаха? Есть власти, есть политические силы, есть оппозиция и так далее и тому подобное. Невозможно подвести всё это под одну гребенку, даже в условиях сегодняшнего арцахского «общенационального единства».

-На Ваш взгляд, насколько обозримо в ближайшем будущем разрешение Карабахской проблемы?

-Насколько помню, разрешение всегда было близко и этим близким разрешением мы живем год, десять лет.... Оставив всё, забыв о внутренних проблемах... Не знаю, искренне не знаю.

-Какова вероятность возобновления войны?

-Поскольку всё еще много говорится о возобновлении войны, то я внутренне спокоен. Азербайджан не то государство, которое заранее объявит о войне и будет последовательным в этом вопросе. Война бывает неожиданной. Если будет война, то вы не успеете задать подобный вопрос, вы просто узнаете об этом. У меня был повод сказать, что угрозу войны Азербайджан использует как средство воздействия на процесс переговоров и для использования «миролюбия» в качестве уступки в случае достижения этапа компромисса. Вероятно, подобный подход дает результат, если данная риторика актуальна. Значит, Азербайджан сегодня ведет войну в переговорном процессе. Значит, мы тоже должны воевать в этой плоскости.

-Чем объясните пассивность властей НКР?

-Тем, что они не участвуют в переговорном процессе, в чем виноваты в первую очередь сами власти НКР. А в более глубинном смысле, тем, что мы армяне своими же руками нейтрализовали карабахский фактор.

-Каково настроение арцахского общества на фоне воинственных заявлений Азербайджана?

-Арцах сегодня не политизирован, а арцахское общество занято своими повседневными заботами. У людей нет времени и охоты заниматься карабахской проблемой. Люди заняты «более важными» делами. Политические деятели заняты предстоящими парламентскими выборами, а избиратели - вопросами «получения» от будущих депутатов чего-то для своей семьи, окружения, квартала. Нет целостного восприятия семьи, окружения, квартала, страны. У меня был повод констатировать один трагикомический факт. Он в том, что Карабахская проблема в Карабахе не актуальна.

Беседу вел Вахтанг Маргарян

Последние материалы этого заголовка