Интервью

20.02.2020 12:34


Давид Шахназарян: «Пойти на референдум – значит стать соучастником преступления против государства и государственности»

Давид Шахназарян: «Пойти на референдум – значит стать соучастником преступления против государства и государственности»

Бывший начальник ГУНБ и посол президента по особым поручениям Давид Шахназарян в интервью газете «Голос Армении» заявил о вызовах внутренней и внешней политики Армении.

- Оценки политологов по поводу специфики нынешнего этапа переговоров во многом дублируют друг друга, в отличие от многих, вы делаете акцент на умышленной и целенаправленной политике армянского премьера в этом процессе. Почему?

- То, что случилось в апреле-мае 2018 г., имело серьезную геополитическую составляющую: смена власти не была естественным процессом, это был искусственный процесс, которым грамотно руководили силы за пределами Армении. Эти силы привели Пашиняна к власти в результате сделки: власть – за Карабах. Возглавив правительство, Пашинян целенаправленно реализует условия этой сделки, очередным доказательством этого стала скандальная встреча армянского премьера с президентом Азербайджана в Мюнхене.

Ильхам Алиев четко представил позицию своей страны, а Пашинян, если отбросить побочную риторику, тоже озвучил четкие мессиджи, которые я охарактеризовал бы как необоснованный пацифизм, и скрепил их известным высказыванием о том, что Армения и Арцах приложат усилия для поиска решения, которое устроит народы Армении, Арцаха и Азербайджана. Из содержания встречи следовало, что Пашинян согласен с четко представленной позицией Алиева, а если по итогам предстоящих выборов в Арцахе ему удастся усадить в президентское кресло своего человека, то получится, что с этой позицией согласен и официальный Степанакерт...

- О каком согласии идет речь?

- Речь идет не о том предложении, которое было выдвинуто сопредседателями в 2016 г. и отвергнуто прежней властью, а о предложении сопредседателей образца 1997 г., в котором речь шла о поэтапном урегулировании. Если внимательно вчитаться в опубликованные «мюнхенские принципы», то они однозначно расшифровываются как поэтапный сценарий урегулирования. О международном признании независимости Республики Арцах речь уже не идет, Пашинян говорит о территориях в обмен на безопасность, Алиев в принципе говорит о том же…

- Иными словами, вместо того чтобы начать со своей точки, Пашинян вернулся к точке Тер-Петросяна, забыв, что этот поэтапный сценарий стал главной причиной отставки его политического учителя с поста президента?

- Мюнхенская встреча еще раз показала, что Пашинян не владеет азами международного права, международных отношений и дипломатии. Его познания в плоскости деталей и истории переговорного процесса ниже бытового уровня, но для решения той задачи, о которой я говорил выше, больших знаний не нужно…

- Вы объявили, что вам известна повестка переговоров, то есть то, о чем говорили министры иностранных дел Армении и Азербайджана в рамках Минской группы. Можете поделиться с читателями «Голоса»?

- Да, это так, об одном пункте этой повестки известно всем, речь о зонах совместного проживания на территории бывшей НКАО. Спустя некоторое время я намерен предать огласке и другие пункты этой повестки. В Мюнхене Алиев закрепил результаты, достигнутые за 2 года пребывания Пашиняна у власти. Речь главным образом о дополнительной международной поддержке его позиции, а Пашинян тем временем говорит о микрореволюциях, которые никак не вписываются в плоскость интересов Армении и Арцаха, ибо подразумевают разрушение институтов безопасности двух армянских государств, чем Пашинян занимается на протяжении двух лет. Все его действия во внешней и внутренней политике подчинены решению задачи, ради которой его привели к власти. Ярким свидетельством тому стали предоставление международного политического поля так называемой азербайджанской общине НК, а также заявление сопредседателей Минской группы, озвученное по итогам встречи министров иностранных дел Мнацаканяна и Мамедъярова в Женеве. Речь шла, цитирую, о «реализации соглашений и предложений, которые обсуждались в 2019 г.».

- О соглашениях и предложениях 2019 г. премьер народу ничего не сообщил. Предвыборная ситуация в Республике Арцах свидетельствует о том, что волеизъявление граждан может помешать реализации пашиняновских планов. Можно ли говорить о неофициальном вмешательстве официального Еревана в предвыборную ситуацию в Арцахе?

- Важным этапом на пути решения поставленной перед Пашиняном задачи является разделение армянского общества на враждующие лагери. Те люди или сообщества, которые безоговорочно поддерживают Пашиняна, автоматически являются противниками Арцаха. Формула «Если ты за Пашиняна - значит ты против Арцаха!» абсолютно созвучна нынешним реалиям. Пашинян целенаправленно экспортирует в Арцах революцию, его задача не ограничивается тем, чтобы усадить в президентское кресло своего человека, который будет неукоснительно выполнять все его требования и капризы. Речь об экспорте гражданского общества, которое призвано сыграть важную роль в деле восстановления доверия между армянским и азербайджанским народами. Об этом на днях Пашинян сообщил представителю Евросоюза на Южном Кавказе.

- Полагаю, главную роль в экспорте соросовского гражданского общества призваны сыграть две организации, которые в 2019 г. открыли в Республике Арцах свои филиалы и уже приступили к осуществлению миссии наблюдателей за подготовкой к предстоящим парламентским и президентским выборам. Речь о филиале организации Даниэла Иоаннисяна и филиале Центра по борьбе с коррупцией «Транспаренси интернейшнл». Как вы охарактеризуете их деятельность?

- Налицо рейдерский захват гражданского общества Республики Арцах структурами, которые действуют теми же методами, что и на территории Армении. В подтексте этих действий дискредитация Армянской церкви и традиционных национальных ценностей, под лозунгом борьбы с коррупцией идет форматизация гражданского общества, которое будет содействовать политике Пашиняна.

- Чем закончится этот процесс, что будем иметь в твердом осадке?

- Не думаю, что ставится цель достичь письменного соглашения, достаточно будет заявления на высоком уровне, которое закрепит достижения двух лет. Возможно, последует 5-я резолюция Совбеза ООН…

- Что можно противопоставить этому процессу, ведь может случиться так, что люди выйдут на улицу в знак протеста против реализации сценария поэтапной сдачи Арцаха?

- Когда государством управляет враг N1 самого государства и государственности, то противопоставить этому можно только демонстративное отторжение его политики со стороны граждан Армении и Арцаха. До мирового сообщества следует донести, что Пашинян – это не Армения. А что до возможных акций протеста, то, предвидя подобное развитие ситуации, Пашинян усиливает полицию, создает министерство, превращая полицию в сугубо карательный орган. При этом целенаправленно ослабляются спецслужбы. Такой власти спецслужбы не нужны. В стране небывалый рост преступности, но это никого не волнует. Пашинян пришел к власти на волне ненависти и удерживает власть, эксплуатируя эту волну…

- И по итогам референдума 5 апреля тоже победит ненависть?

- Референдум – важная часть его плана, которая связана с Арцахом. Этот референдум призван решить несколько задач: 1) дальнейшее разделение общества на враждующие лагеря и экспорт этих настроений в Арцах; 2) дальнейшее разрушение государства и государственности посредством антиконституционного и противозаконного референдума; 3) установление абсолютной личной власти и переход от жесткого авторитаризма к диктатуре. Сегодня главная мишень Пашиняна – Конституционный суд. Он мешает ему не только в вопросе предъявленного второму президенту обвинения и ратификации ряда международных документов (речь не только о Стамбульской конвенции), Пашинян жаждет получить карманный КС, чтобы провести через эту инстанцию закон об отчуждении собственности, нажитой незаконным путем, в обход судебных решений. Этим законом будет положено начало переделу собственности. Нынешний состав КС под председательством Грайра Товмасяна, вне сомнения, признал бы этот закон противоречащим Конституции…

- Что делать нашим гражданам 5 апреля, идти или не идти на референдум?

- Пойти на референдум – значит стать соучастником преступления против государства и государственности, это однозначно.

- Даже если пойти и сказать «нет»?

- Даже в этом случае. Очень важно, чтобы народ не принял участия в преступлении против государства и государственности! Я уверен, что при подготовке к референдуму власть задействует административный ресурс, силовые структуры и механизм фальсификаций, который был задействован на досрочных парламентских выборах 2018 г., очень важны не только предшествующие референдуму процессы, но и те события, которые последуют после 5 апреля.

- А кто выведет на улицу народ, возмущенный нарушениями, к которым власть, согласно множеству прогнозов, будет вынуждена прибегнуть при подготовке и проведении референдума?

- Как только окончательно сформируется политическая альтернатива власти и корпоративно-политическая цель по эту сторону баррикад, то с учетом резкого сокращения общественной поддержки может начаться процесс отчуждения Пашиняна от власти.

- Молчаливое попустительство Запада как-то связано со сценарием урегулирования?

- Запад закрывает глаза на тотальное нарушение законности по той причине, что политика Пашиняна полностью совпадает с его (Запада) геополитическими интересами в регионе. Речь все о том же поэтапном сценарии урегулирования, о котором Алиев объявил в Мюнхене, а Пашинян ему не возразил. Если бы такое позорное поведение позволил себе кто-то из прежних руководителей Армении, то на следующий день массы вышли бы на улицу. Используя доверие части народа, Пашинян превратил Армению из субъекта в объект большой геополитической игры…

Последние материалы этого заголовка