Интервью

08.07.2022 10:04


Багдасаров: «Куда так спешат со статусом Арцаха – разве сейчас 2025-й?»

Багдасаров: «Куда так спешат со статусом Арцаха – разве сейчас 2025-й?»

«Вместо того, чтобы шарахаться вправо-влево, нужно воссоздавать армянскую армию, силовые структуры, сплачивать народ – Пашинян это сделать не в состоянии», – отмечает в интервью «ГА» директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии политолог Семен Багдасаров.

- Что скажете о ситуации внутри Армении и в целом на Южном Кавказе? Какие процессы, по-вашему, наиболее значимы?

- Внутри Армении я вижу то, что после прихода Никола Пашиняна к власти в 2018 году, было сделано очень многое для ослабления армянской армии, последствия чего мы видели в Нагорном Карабахе, во время 44-дневной войны. Сейчас, конечно, Турция и Азербайджан по максимуму хотят взять все, что можно взять. Основной акцент – так называемый Зангезурский коридор. Я, правда, иной раз не могу понять, чем отличается Зангезурский коридор от дороги, которую там Пашинян делает, равно как и его объяснения по этому поводу. Если этот коридор, дорога – как хотите, называйте – будет создана, впоследствии вдоль нее могут пойти нефтепроводы, газопроводы и т.д. Заинтересована в этом, в первую очередь, Турция. Углеводороды из Центральной Азии – из Казахстана (и турки уже отрабатывают этот вопрос) будут направлены через этот коридор.

Что это значит? Что Турция становится очень важным хабом для углеводородного сырья вообще. Сейчас она тоже им является, в будущем усилится. При чем тут Россия – я не понимаю. Считаю, что это антироссийский проект, потому что идет в ущерб интересам Российской Федерации. По его реализации, многие государства Центральной Азии, включая Казахстан, занимающий сегодня неоднозначную позицию, вообще махнут на нас рукой, потому что мы им станем совсем уж неинтересны. Достаточно сказать, что сейчас казахская нефть идет через наш порт Новороссийск в ту же Европу. Повторюсь, вышеупомянутый проект не отвечает интересам РФ, его осуществление означает вытеснение России из Южного Кавказа, в том числе из Армении, при одновременном усилении роли Турции в регионе. Армению это приведет к краху, уничтожению армянского государства полностью. Для начала начнется, скажем так, «батумизация» – сегодня там все в руках турок. Турки поглощают Грузию полностью, осталось поглотить Армению, только еще более жестко, потому что по отношению к армянам турецкое руководство настроено вовсе не столь положительно, как к аджарцам, например. Таким образом, Россия потеряет Южный Кавказ, потеряет значительную часть транспортного контроля над важнейшими путями, и в итоге создаст угрозы на своих южных рубежах.

- Тогда почему Россия столь упорно подыгрывает Турции и Азербайджану?

- Хороший вопрос, но он не ко мне, а к тем, кто у нас отвечает за это направление. Я открыто ставил вышеозвученные вопросы, ответов нет, одна пустая болтология. А сейчас, на фоне украинских событий, России не до остальных регионов постсоветского пространства. Думаю, максимально из этой ситуации будет выжимать Турция.

- А что происходит на сирийском направлении? Эрдоган недвусмысленно и нагло практически объявил, что вторгнется в Сирию.

- Опять же: Эрдоган видит, что мы вовлечены в украинские вопросы, в ход боевых действий, соответственно, он считает, что Россия не сможет, как в 2020 году, дать достойный ответ. Не удивлюсь, если с учетом внутриполитической ситуации в Турции, в преддверии президентских выборов в 2023 году, Эрдоган совершит решительный прыжок в сторону Алеппо. Внутри Турции куча проблем, полный развал экономики, много недовольных властью, включая очень влиятельных людей. У турок имперские амбиции, а Алеппо был вторым городом в Османской империи после Константинополя. Так что рывок Эрдогана к Алеппо вполне возможен.

- Попытается захватить Алеппо?

- А почему бы нет? Если события на Украине будут дальше продолжаться, мы окажемся в достаточно непростой ситуации, и это вполне может произойти.

- Каково ваше мнение относительно процессов по карабахскому урегулированию и посреднической миссии Минской группы ОБСЕ, которая то ли есть, то ли нет?

- После 44-дневной войны, Минская группа никакой роли не сыграла. А что касается Арцаха, то на более чем четверть века был заморожен статус Нагорного Карабаха, в чем спешка сейчас? Российские миротворцы сохранят свое присутствие в Карабахе до 2025 года. Что, сейчас 2025-ый год? Нет, есть еще три года, кто-то куда-то торопится? Суть в том, что все пользуются ситуацией, возникшей на Украине, считая, что сейчас России не до этого, а значит, надо додавить ситуацию, пока есть такая возможность.

Очень многое сегодня зависит от самой Армении, от армянского руководства. Вместо того, чтобы шарахаться вправо и влево, нужно воссоздавать армянскую армию, силовые структуры, сплачивать народ. Пашинян это сделать не в состоянии, более того, он все делает наоборот. Я абсолютно уверен, что, какие бы соглашения не были подписаны Пашиняном, если придут другие люди, они их аннулируют, потому что это антиармянские соглашения, да и антироссийские тоже. Это касается и армяно-турецкого вектора. Как можно вести переговоры с Турцией, если с армянской стороны их ведет Рубен Рубинян – персонаж, проходивший обучение в университете Сабанджи в Турции, где готовят турецкую агентуру для работы в других государствах, который помог Пашиняну прийти к власти в 2018 году? Нельзя же так низко падать!

Последние материалы этого заголовка