Комментарии

29.05.2012 16:18


Что ожидает ППА и РПА?

Что ожидает ППА и РПА?

После того, как выяснилось, что «Процветающая Армения» не войдет в новую коалицию, постоянно говорится об ожидаемом давлении со стороны властей на команду Гагика Царукяна. Околовластные средства массовой информации даже организовывают на эту тему пропагандистско-психологические атаки и, ссылаясь на анонимных членов ППА, пытаются сформировать у читателей мнение, что в ППА недовольны заявлением Царукяна, но скажем, что это очередная «мутиловка», которая показывает, в каком мандраже находятся власти и какие шаги они хотят предпринять.

Есть точка зрения, согласно которой, если Серж Саргсян не окажет давление на ППА, то это будет означать, что последняя имеет договоренность с РПА и отказ от коалиции является игрой, если же он окажет давление, то ППА не выдержит. Заметим, что распространяемые провластными СМИ подобные точки зрения являются взаимоисключающими. Если они убеждены, что невхождение ППА в коалицию является игрой, то почему тогда высказывают убеждение, что скоро власти «наедут» на Царукяна? Если же убеждены, что всё это не игра, то почему распространяют дезинформацию, пытаясь ввести общество в заблуждение, и откуда такая уверенность, что ППА не выдержит давления?

Сейчас некоторые искренне, а некоторые – по заказу, выражают уверенность в том, что Серж Саргсян, с одной стороны, начнет притеснять приближенных к ППА предпринимателей, а с другой – попытается заняться «кражей скота», то есть организовать отток из ППА и ослабить данную структуру.

Примечательно, что, говоря об ожидаемых против ППА действиях, проводятся параллели с «Оринац еркир» в том плане, что давление на ППА неизбежно, как это было после перехода Артура Багдасаряна с поста председателя НС в оппозиционное поле. Однако, по нашему мнению, параллели между ППА и «Оринац еркир» неуместны. Только политически невменяемые или выполняющие заказы могут отождествлять выход из коалиции и судьбы «Оринац еркир» и ППА. Причины этого в следующем:

1. «Оринац еркир» изначально была создана при активном вмешательстве Сержа Саргсяна, а ППА – назло Саргсяну, который перед парламентскими выборами 2007г. делал всё, чтобы Гагик Царукян не смог участвовать в выборах отдельной партией. То есть, в случае с «Оринац еркир» Серж Саргсян руководствовался лозунгом «Я тебя породил, я тебя и убью», а в случае с ППА, как я уже отметил, Серж Саргсян не имеет никакого отношения к созданию данной структуры. Кстати, Гагик Царукян является единственным крупным собственником в РА, который, в отличие от остальных, в годы президентства Роберта Кочаряна никогда не общался с президентом при посредничестве Сержа Саргсяна и никогда не считался человеком из окружения Саргсяна, это очень важное обстоятельство. То есть, у Царукяна, в отличие от других и, в частности, Артура Багдасаряна, нет комплекса отказать Саргсяну и действовать самостоятельно – для руководителя ППА это естественное состояние.

2. «Оринац еркир» в парламентских выборах 2003-го года участвовала как сила, являющаяся частью власти, и включила в свой список предпринимателей, которые с ведома и по распоряжению властей финансировали избирательную кампанию Артура Багдасаряна. Когда же лидер «Оринац еркир» перешел в оппозиционное поле, эти предприниматели по распоряжению властей вышли из этой структуры – точно так же, как и вошли. В отличие от «Оринац еркир», ППА была членом властной коалиции в совершенно ином статусе и по стечению других обстоятельств. Нелишне напомнить, что на последних выборах ППА четко заявляла, что она против монополии РПА, и всячески дистанцировалась от Сержа Саргсяна, чего не делал Багдасарян в 2003-ем году. То есть, Гагик Царукян занял позицию на политическом поле до выборов, а не поменял свое мнение после них, как поступил Багдасарян после назначения на должность спикера. Так что, отказ входить в коалицию был логичным результатом последнего съезда и предвыборной кампании ППА.         

3. Гагик Царукян, в отличие от Артура Багдасаряна, проводил кампанию и содержал партию на собственные средства, и в этом плане не имел и не имеет какой-либо зависимости от предпринимателей из своего окружения, если не наоборот. 

4. Когда «Оринац еркир» в 2006-ом году стала оппозицией, в Армении была совсем другая политическая ситуация: власти были достаточно уверены в своих силах, а властная пирамида не имела трещин, и оказание давления на малочисленных оринацеркировцев не представляло какой-либо сложности. Сейчас совсем другая картина: РПА осталось уповать на скомпрометированную и самораспустившуюся партию «Оринац еркир», а ППА имеет большую фракцию в парламенте и прекрасные отношения с другими передовыми оппозиционными силами – АНК и АРФД.  И, что самое главное, ППА, по официальным данным, получила около полумиллиона голосов, и, если в верхушке РПА «ошибутся» и попробуют оказать давление на Гагика Царукяна, то они получат такой ответ, что Сержу Саргсяну мало не покажется. Выше всяких сомнений, что после известного заявления Царукяна рейтинг ППА, по сравнению с показателями 6-го мая, ощутимо вырос, и «бумажным» голосам РПА может быть нанесен серьезный контрудар.

Таким образом, проводящие между ППА и «Оринац еркир» параллели попросту выполняют заказ президентского дворца или являются «честными кирпичами» и пережевывают то, что преподносится «независимыми» СМИ.  

Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, нужно задаваться не вопросом «Окажет ли Саргсян на ППА давление?», а вопросом «Сможет ли Саргсян оказать на ППА давление?». Ответ очевиден – нет. Серж Саргсян не может оказать на ППА давление, так как имеет серьезные проблемы с легитимностью, и, если вдруг прибегнет к подобным шагам, то получит, как минимум, полумиллионный митинг в центре Еревана – со всеми вытекающими из этого последствиями. В особенности, когда отдавшие свои голоса за ППА именно этого и ждут, не говоря уже о том, что руки чешутся и у электората входящих в антирпаевскую коалицию АНК и АРФД.   

Карен Акопджанян

Последние материалы этого заголовка