Мнение

10.07.2015 19:15


Большая разница: Украина и Греция

Большая разница: Украина и Греция

Текущая ситуация в Греции вызвала большой резонанс во всем мире.

Казалось, либо Греция не выдержит давления и сдастся кредиторам, либо кредиторы отступят перед упрямством должника.

Эксперты нагнетали: если 30 июня Греция не заплатит, дефолта не миновать, ЕС ждет катастрофа, но, кажется, перестарались.

Утром 1 июля неожиданно все те же эксперты стали успокаивать себя и окружающих, мол, ошиблись, это не дефолт, а только отсрочка платежей. МВФ потерпит. Важнее то, заплатит ли Греция частным кредиторам в 2 млрд 10 июля, вот тогда и будет видно.

Как же греки оказались в данной ситуации - главный вопрос, которым задаются многие. Ведь 320 млрд евро долгов для населения размером в 11 млн - это слишком. Если поделить эту сумму на все население, то получится, что каждый грек, включая младенцев, должен по 30000 евро.

Сегодня уже очевидно, что призывы к спасению Греции оказались всего лишь ширмой для проведения крупных финансовых махинаций. Деньги из МВФ, Европейского центробанка и фонда Евросоюза приходили в частные банки, в основном немецкие и французские, и там же и оставались. Эти кредиты просто покрывали проценты от старых долгов. Банкиры обогащались, Греция же получила только новые долги.

По словам экономиста Михаила Хазина, Грецию можно заставить выплатить долги, лишив ее суверенитета, то есть “раз вы не можете платить долги, то вы должны выставить землю и предприятия на торги”.

Вместе с тем греки не спешат выйти из ЕС, опасаясь резкого ухудшения уровня жизни. В Брюсселе же изобретают наказание для непокорных, ведь в ЕС есть и гораздо глубокие долговые ямы: долг Италии = 2 трлн, Испания = 1 трлн. Мадрид 25 июня впервые попросил помощи у ЕС. Помощи просят также и Португалия и Ирландия. Простить долги одной - значит простить всем. Это может стать концом не только ЕС, но и европейской валюты.

За сохранение Греции в ЕС высказался американский президент. В Вашингтоне вместе с тем решали еще одну проблему - дефолт Украины. На серьезный разговор самих украинцев не позвали. Позвали только представителей 2 известных фамилий, которые уже поделили страну на сферы влияния. Ротшильдов - их компания Franklin Templeton Investments скупила половину всех украинских долгов, в основном активы на Востоке страны, и Рокфеллеров на западе. Страну загнали в долговую яму, выдавая кредиты для оплаты предыдущих займов. Путь к финансовой пропасти Украина прошла ударными темпами от экономически состоятельной страны до просящей милостыню всего за полтора года. Долг Украины - 40 млрд долларов, но в Киеве заявляют, что им не по силам даже следующий платеж в 120 млн, назначенный на конец месяца. Но причин волноваться нет, утверждает министр финансов Украины: “технический дефолт никак не влияет на нашу банковскую систему, потому что наши банки не держат внешний долг на балансах и он не отражается на их платежеспособности, он не сказывается на депозитах наших граждан и на нашей гривне. Народ не должен опасаться, что вот-вот закончатся все наши программы кредитования. Как раз нет, МВФ нас поддерживает”.

Если следовать такой логике, получается, Украина возвращать долги не собирается, а взамен получит новые кредиты. На первый взгляд звучит абсурдно, но западные кредиторы, тем не менее, проявляют удивительное спокойствие. При этом церемониться не собираются. Это с Грецией приходится действовать аккуратно, так как она связана крепкими финансовыми нитями с ЕС, военными обязательствами с НАТО и торговыми отношениями с крупнейшими странами мира. От Украины же никто не зависит. Ни США, ни Европа, с Россией же киевские власти обрывали связи последние полтора года. А значит грядущий дефолт не вызовет значительных потрясений, разве что легкие колебания. Однако заплатить за многомиллиардные махинации киевских властей кому-то все же придется и этот кто-то - 43 млн граждан.

Украина, как и Греция, не первые страны, которые вынуждены пройти через дефолт. Часто очищение от долгов помогает возродиться. Примеров много: Бразилия в 1980-м, Россия в 1998-м, Аргентина в 2002-м, Эквадор в 2009-м - везде за банкротством следовал бурный экономический рост.

У Украины, казалось бы, есть почти все для повторения успеха: собственная валюта, промышленность, нет только одного, самого главного компонента, которого у той же Греции в избытке - желание решать судьбу своей страны самостоятельно.

Аревик Меликян

Последние материалы этого заголовка