Интервью

15.01.2010 18:41


Тигран Торосян

Тигран Торосян

Интервью с депутатом Национального собрания Армении Тиграном Торосяном

- Как Вы оцениваете решение Конституционного суда Армении относительно армяно-турецких протоколов?

- Оно, конечно, было прогнозируемым с учетом деятельности Конституционного суда, предваряющей этому вердикту. Было очевидным, что суд решит, что протоколы не противоречат Конституции нашей страны. Однако было понятно также, что хотя бы некоторые  члены понимают, что в протоколах содержатся большие угрозы для Армении, о которых я имел повод не раз говорить. Следовательно, Конституционный суд должен был включить в свое решение некоторые положения, которые подтвердили, что они видели эти угрозы и указали на них. С этой целью в решении оказались 4-6 пунктов, которые стали причиной энтузиазма некоторых.  Между тем, очевидно, что эти пункты  не имеют какой-либо правовой силы, более того, включение подобных пунктов  в решение КС противоречит 64-й статье закона «О Конституционном суде», в котором со всей подробностью описано, какие сведения должно содержать в себе решение КС.  Из отмеченных 11 пунктов какой-либо пункт не соответствует 4-6 пунктам принятого решения. 9 из этих 11 пунктов предусматривает, что КС просто может выразить одно мнение, как оформление решения, а остальные 10 пунктов относятся к фактам и данным, зафиксированным в тексте. В дальнейшем, думаю, будет повод подробнее обратиться к этой проблеме. Только лишь могу констатировать, что законодательство Армении не дало правомочий Конституционному суду в «выражении правовых подходов», давать комментарии, ставить ограничения относительно применения договоров. Следовательно, тех, которые воодушевились от этого решения, ждет серьезное разочарование.  Однако всё это для нашей страны стало очень обычным явлением. В условиях повсеместной безграмотности и действий  по-домашнему, какое имеет значение, что определили Конституция или законы?

- Г-н Торосян, визит Эрдогана в Москву и поездка Лаврова в Ереван взаимосвязаны?

- Несомненно, поскольку Армения в процессе, относящемся к армяно-турецким протоколам, не смогла стать  фактором, хотя и после августовской русско-грузинской войны получила исключительную возможность стать важнейшей страной  региона и эту ситуацию использовать для решения общенациональных вопросов. Турция предоставила Армении протокольную роль и власти Армении, желая того или нет,  согласились на это. Обратите внимание, президент Армении до сих пор встречался лишь с Гюлем, должность которого является протокольной. В то время как, в отличие от Армении, должность номер один в Турции принадлежит премьер-министру Эрдогану, который встречается с Обамой и Медведевым. Турция в связи с армяно-турецкими протоколами ведет переговоры с США и Россией, последние же диктуют Еревану дальнейшие шаги. Именно с этой и целью Лавров прибыл в Ереван. Результаты переговоров с Эрдоганом он должен был передать президенту и министру иностранных дел Армении.

- По Вашему прогнозу по вопросу НКР какое решение будет принято?

- Если имеете в виду подписание документа, то речь может идти лишь о рамочном документе. И это лишь в том, случае, если власти Армении попытаются сбалансировать пункты проекта «Мадридских принципов», все формулировки которого, помимо общих трех принципов, имеют конкретности лишь в виде благоприятных положений для Азербайджана. Если будет сделана попытка обеспечить конкретные формулировки для Нагорного Карабаха, даже об отложенном референдуме о независимости, то «переговоры» провалятся. Реальное решение без участия Нагорного Карабаха в переговорах невозможно. Более того, отсутствие НКР постепенно ухудшает позиции армянских сторон.

- Как вы считаете, парламенты Турции и Армении ратифицируют протоколы?

- Когда в прошлом июле Госдепартамент США опубликовал проект «Мадридских принципов», и за этим последовали оптимистические прогнозы сопредседателей о подписании документа, властям Турции показалось, что за короткое время это станет реальностью.  Напомню, что, согласно первому пункту этого проекта, из всех территорий, прилегающих к «Нагорному Карабаху», должны быть выведены армянские войска, и они должны быть переданы в подчинение Азербайджану. Руководители Турции попытались схитрить, заявив, что, протоколы они ратифицируют лишь после решения вопроса этих территорий, надеясь, что это произойдет после ратификации, поскольку соответствующая формулировка стала пунктом проекта. В то же время, у турок вызвало головокружение то, как легко власти Армении во время формулирования протоколов приняли ряд очевидно  благоприятных для них  условий, и не смогли они  сдержать свою жадность.  Эти два фактора стали решающими, чтобы премьер-министр Турции сделал бы более жесткие заявления относительно увязывания армяно-турецких отношений с карабахской проблемой. Сегодня, когда очевидно, что хотя бы в обозримом будущем турецкое условие не будет выполнено, премьер-министр Турции оказался перед неприятной диллемой - или должен отказаться от этого требования, или парламент Турции ратифицирует протоколы, или до конца будет настаивать на нем, ставя под угрозу судьбу протоколов. Оба решения этих проблем для Анкары неприятны. В первом случае поражается их самолюбие, начинает действовать комплекс, имеющийся в отношении армян, и не исключаются серьезные внутриполитические  развития, во втором случае, выпускают из рук такие желанные для них решения в армяно-турецких отношениях, о которых несколько лет тому назад даже и мечтать не могли. По этой причине трудно прогнозировать дальнейшее развитие. Тем более, что как США, так и Россия как будто не предрасположены применять новые давления на Армению, чтобы утолить ненасытную жажду Турции.  Однако важно, что даже в важной для нее ситуации Эрдоган с уважением говорит о парламенте страны, в одно и то же время, проявляя уважение к Конституции страны, что нельзя говорить в случае с Арменией, поскольку президент давно заявил, что Армения ратифицирует протоколы.  Очевидно, что когда протоколы будут доставлены в наш парламент, парламентское большинство без раздумий проголосует за, хотя и подавляющее большинство депутатов понимает, что протоколы дают Турции ряд серьезных приобретений, Армении - лишь потери.

Беседу вела Сюзи Мелконян

Последние материалы этого заголовка