Новость дня

16.12.2018 11:34


Пашинян-Алиев: игра в пас или танец с саблями?

Пашинян-Алиев: игра в пас или танец с саблями?

Никол Пашинян и Ильхам Алиев практически одновременно обратились на своих страницах в «Twitter» к теме Карабаха. Это были очевидным образом скоординированные «твиты».

«2019 год придаст новый импульс процессу урегулирования конфликта», – написал президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Пашинян обратился к теме в немного ином ракурсе: «Мы продолжим мирный процесс во имя мира и безопасности в регионе. Урегулирование требует реальных усилий всех сторон».

Практически одновременные «твиты» Пашиняна и Алиева подсказывают о присутствии внешнего модератора или свидетельствуют о том, что всё это – результат их прямых и опосредованных переговоров. Переговоров, говорить о которых Пашинян избегает, но которые носят довольно интенсивный характер. Настолько интенсивный, что министр иностранных дел Азербайджана Мамедъяров выражает удовлетворение переговорами со своим армянским коллегой, а Алиев, выступая на одном из мероприятий в Баку, говорит о том, что сложились благоприятные условия для урегулирования карабахского конфликта.

В Азербайджане процессами удовлетворены, а у нас – неопределенность и сомнения. Пашинян явным образом пытается скрыть то, что имеется, и, поскольку ему присуще говорить одно и делать совсем другое, а также менять свое мнение на 180 градусов, поэтому понятно, почему возникают сомнения и почему усиливается неопределенность.

Примечательно то, что Пашинян, с одной стороны, заявляет, что не будет вести переговоров по части Карабаха, так как это должны делать карабахские власти, а с другой – переговаривается и вмешивается во внутренние дела Карабаха.

Примечательно также то, что целью урегулирования конфликта Пашинян ставит утверждение мира и безопасности в регионе. В его «твите» нет и слова о самоопределении Карабаха. Это в очередной раз подсказывает, что Пашинян переговаривается в рамках формулы «Территории в обмен на мир». То есть проекта, на который намекнул Болтон в ходе своего регионального визита. Из этого проекта на деле вытеснена РФ, что не может не нервировать Москву. Поэтому Пашинян получил от Кремля ноль реакции на одержанную в ходе парламентских выборов победу, остальные страны-члены ОДКБ не заметили победы Пашиняна, а поздравительное послание и.о. генсека ОДКБ Семерикова было, мягко говоря, слабым. Иными словами, пашиняновская Армения имеет статус чужого среди своих, а среди чужих является свей постольку, поскольку может обслужить их геополитические интересы.

Русские показывают, что против американского плана «Территории в обмен на мир». Против выступает также Иран, и неслучайно, что внутриполитическая победа Пашиняна там тоже удостоилась холодного отношения (иранцы поздравили Пашиняна лишь через 3 дня поле выборов, к тому же посредством представителя МИД)

Именно для подрыва «плана Болтона» были откровения президента Беларуси Лукашенко. Его слова о 5 районах и Серже Саргсяне косвенно касались Пашиняна. Цель заявления Лукашенко очевидна: показать, что предыдущие власти РА не согласились на формулу «Территории в обмен на мир». То есть, если новые власти Армении согласятся на это, будет означать, что реальной целью «бархатной революции» было именно это.

Сопоставляя ряд факторов, можем предположить, что устами Лукашенко высказывался Кремль, который направлял Пашиняну конкретный месседж. То же, что последний вовлечен в переговорный процесс в рамках формулы «Территории в обмен на мир» и не выступает против нее, заметно по нескольким индикаторам:

1. Жена Пашиняна – Анна Акопян, которая получила надконституционный статус и которая имеет большое влияние на принятие политических решений, вовлечена в так называемый миротворческий процесс.

2. За это время не было предпринято каких-либо существенных шагов в направлении повышения боеспособности армянской армии и модернизации ее вооружений (анонс приобретения боевых самолетов удостоился жесткой критики экспертных кругов, поскольку система ПВО противника не позволит им даже приблизиться к тем территориям, на которых они должны выполнять боевые задачи).

3. Риторика руководителей Армении и Азербайджана отличается друг от друга. Азербайджан говорит о том, что он получит, а Армения – о мире.

4. Очевидна роль внешнего модератора. Визит Болтона раскрыл план «Территории в обмен на мир», целью которого является Иран, инструментами – Азербайджан и Армения, ценой – Карабах, а стратегической мишенью – Россия.

Пашинян заявляет, что в случае готовности пакета урегулирования карабахского конфликта он принесет ее на площадь, и если народ решит, что он хороший, он тоже его поддержит. Кроме бытности проявлением охлократии, данный подход таит в себе угрозы, поскольку народ на площади не может решить вопроса Карабаха. Такое впечатление, что в данной форме, с одной стороны, будет предпринята попытка избежать ответственности, а с другой – навязать что-то на шею народа «от имени самого народа».

Судя по всему, вопрос Карабаха является для Пашиняна реальной головной болью. В его представлении правильным является отказ от высказывания позиции, но в результате этого инициативу взял в свои руки Азербайджан.

Пашинян не знает, играть с Алиевом в пас, или вынуть сабли из ножен и скрестить их с ним. А может мы имеем дело с совсем другим вариантом?

Корюн Манукян

Последние материалы этого заголовка