Комментарии

25.10.2011 21:54


Чем занята Армянская апостольская церковь?

Чем занята Армянская апостольская церковь?

Национальное собрание РА приняло в первом чтении предложенное правительством РА законодательное изменение, предусматривающее налоговые льготы для Армянской апостольской церкви (ААЦ). В соответствии с этим, принадлежащие ААЦ по праву собственности и безвозмездного постоянного пользования производства, занятые ими и выделенные для них территории освобождаются от налога на имущество и на землю. В список этих территорий правительство включило: футбольные поля, спортивные поля, спортивные комплексы, столовые, кафе, дома отдыха, санатории, кинотеатры, магазины и павильоны, цеха, комбинаты, искусственное озеро, жилые дома, квартиры, особняки, пастбища и т. д.

После ознакомления с этим списком остается лишь поблагодарить «богобоязненного» главу правительства за то, что в него не включены казино, сауны, бордели и другие объекты общественного обслуживания. Само собой разумеется, что ААЦ не может иметь подобные объекты, и даже думать об этом кощунственно, но в любом случае молодец наш премьер, что ограничился освобождением от налогов лишь принадлежащего церкви имущества и не включил в вышеуказанный список, например, завод «Наирит».

Можно лишь приветствовать то, что «реформатор» Тигран Саркисян не помелочился и не освободил от налога на имущество такие объекты движимого имущества «духовного» назначения, как автомобили марки «Бентли», без которых армянские клерикалы не представляют своей земной жизни.

Всё бы ничего, но напрашивается вопрос о том, откуда у возглавляемой Гарегином II церкви столько собственности, что хотят получить налоговые льготы. Кто и как управляет принадлежащими церкви особняками, гостиницами, столовыми, магазинами и другими объектами? Эти объекты работают с прибылью или получают различные дотации?

Интересно также узнать, является ли ААЦ сугубо бизнес-структурой или по совместительству также осуществляет и духовную деятельность? Если бизнес-структура, то почему должна быть вне конкуренции и законодательно получить выигрышное положение?

Судя по всему, фарисейство и демагогия Тиграна Саркисяна не знают границ. С одной стороны он говорит о создании равных условий для бизнеса, а с другой создает привилегированные условия для своего «церковного» окружения, и это всё под прикрытием проповеди о благочестии и скромном образе жизни. Что же это, если не создание при помощи законодательства монополии и олигополии, в случае которых в роли заинтересованных лиц окажутся наши доморощенные «Цезарь» и «Каифа».

Фактически, для следующего года премьер предусматривает резкое увеличение налогового бремени, что просто задушит предпринимателей, а параллельно дает Церкви возможность для освобождения от налогов и процветания бизнеса.

Сколько бы ни трезвонили о повышении роли Церкви, очевидно, что целью представленных премьером данных законодательных перемен является придание коррупции «духовного» вида и сверхцентрализация экономики.

Понятно, что если Армянскую апостольскую церковь освобождают от налогов, а на обычный бизнес оказывают давление, то находящийся вне влияния церкви бизнес будет вынужден экономически интегрироваться с Эчмиадзином, видя Тиграна Саркисяна в качестве посредника в этом деле. То есть, делается попытка заменить нынешнюю сращенность власти и бизнеса на сращенность бизнеса и церкви, что представляет собой еще более грязную систему, чем нынешняя.

Подобной законодательной инициативой правительство создает для ААЦ возможность «крышевать» бизнес, что является классическим проявлением явного антиконкурентного соглашения. А то, что Церковь скоро будет исполнять роль «крыши» и стремиться к тому, чтобы превратиться в своеобразное государство в государстве, сомнений нет. Удастся это или нет – тема для другого разговора, но, во всяком случае, архитекторы «Армянского мира» уже поставили такую задачу.

Логично, что если малый, средний или даже крупный бизнес увидит, что не может освободиться от налогового террора государства, то в обмен на освобождение от налогов предложит церковникам долю, а последние, исходя из исключительно духовных принципов и гуманных побуждений, согласятся взять под свое святое покровительство истощенных от проводимых Саргсяном и Саркисяном налоговых преследований предпринимателей (не без десятины, конечно).

Если эта печально известная законодательная инициатива будет реализована, то через несколько лет ААЦ может стать мощнейшим хозяйствующим субъектом страны и самым крупным собственником. Что будет после этого, не трудно догадаться. Как известно, в результате интеграции с клерикалами государства распадаются или переживают регресс.

Происходящие процессы еще раз убеждают, что Армении необходима модернизация не только политико-экономических и гражданских институтов, но и серьезная реформа Армянской апостольской церкви. Правда, это уже будет сделано при следующих властях, поскольку нынешние власти, используя имя Божье, занимаются лишь накопительством.

Карен Акопджанян

Последние материалы этого заголовка