Комментарии

07.07.2015 14:22


«Взятие» Баграмяна

«Взятие» Баграмяна

Нынешний этап борьбы с повышением тарифа на электроэнергию можно считать завершенным. Настало время дать этому определенные оценки и сделать некоторые выводы.

Прежде чем обратиться к теме попунктно и рассмотреть связанные с ней проблемы, отметим, что организация в условиях нынешнего застоя подобной акции и, в частности, снятие табу «Баграмяна», сами по себе были позитивными явлениями. Кроме того, опыт показывает, что властный проект всегда можно развернуть так, чтобы огурец взрос неправильно. Произошедшее 28 июня – яркое тому подтверждение (президентский решил посредством внедренных неокомсомольцев отправить народ к Опере, но не смог).

Правда, борьба в вопросе тарифа, по большому счету, завершилась безрезультатно, однако она принесла ряд других плодов, и в случае правильных выводов этот опыт будет для молодежи весьма полезным.

Итак,

1. Если искусственно пытаешься не политизировать вопрос политического значения, то в конце тебя уводят с места проведения сидячей забастовки, и единственное, что остается, это романтические воспоминания о проведенных на улице ночах.

Не нужно путать политизацию с партизацией. Власти объявили «вне закона» слово «политика», так как боятся, что оно будет ассоциироваться со сменой власти. Если ты умещаешься в рамки установленных властями правил игры, то в конце политика занимается тобой, и ты оказываешься вне игры – с чувством опустошения.

2. В результате этой борьбы в целом не была решена ни одна из поставленных задач, поскольку тариф и дальше будет оставаться высоким, а власти продолжат свой грабеж. Это, в свою очередь, означает, что без содержащего политическую суть текста невозможно добиться успеха.

Выдвижение требования об отмене решения о повышении тарифа на электроэнергию, позитивная оценка призыва Сержа Саргсяна к «диалогу» (сейчас это называется аудитом) и требование отставки Бибина или Роберта Назаряна сродни требованию отставки Налбандян Эдика в период «футбольной» дипломатии (требовавшие впоследствии перешли на работу в подчинении того же Налбандяна).

Складывалось такое впечатление, что определенная группа людей только что спустилась с Марса и не знала никакой другой проблемы, кроме как подорожание электроэнергии. Это приблизительно напоминает тот анекдот, когда одного подзывают «Эй ты, козёл!», на что тот отвечает, мол, с козлом всё понятно, но зачем на ты.

Ребята, неужели только повышение тарифа на электроэнергию на 6,93 драма вывело вас из себя? Цены на газ, унизительные красные линии, налоговый террор, растраченные кредиты, ужасающие темпы эмиграции, преуспевающую жизнь высших звеньев власти на фоне роста бедности и другие вещи вы не замечаете? Если же считаете, что нужно поставить один вопрос и не политизировать его, то в конце вы будете вынуждены довольствоваться лишь сделанными на Баграмяна «селфи» (в лучшем случае).

Кстати, требование наказать применивших 23 июня чрезмерную силу полицейских тоже сродни требованию отставки Налбандян Эдика – безобидное и размытое. Кому не понятно, что «добро» на применение силы отдал Серж Саргсян, а приказ – Вова Гаспрян?

3. Две недели протестов на проспекте Баграмяна в очередной раз показали, что исключение применения силы или уменьшение вероятности этого возможно лишь в случае многолюдности и широкой общественной консолидации. А для этого нужны политический текст и политическая борьба.

Одной лишь так называемой гражданской борьбой ничего не добиться. Более того, гражданская борьба без политического содержания может служить интересам властей (например, поспособствовать процессу переприватизации ЭСА и его «втуления» российскому предпринимателю Самвелу Карапетяну с условием продолжения разграбления).

4. Все политические силы хотели бы встать во главе собравшихся на Баграмяна. Подобную попытку предприняли не только формально считающиеся оппозицией субъекты (часть из них оказалась в «зоологической стене»), но и член РПА Ашотян. Но все из них, по сути, удостоились «посыла». Просто Ашотяну не повезло, что он непосредственно услышал призыв «катиться». А это означает, что для решения всех имеющихся в Армении проблем нужно вести исключительно политическую борьбу – посредством новой политической силы, так как действующие не обладают легитимностью и достаточным запасом ресурсов.

5. Опыт показал, что власти стали довольно беззубы, так как исчерпали возможности по решению внутренних проблем посредством внешних сил и применению насилия. По крайней мере, жесткая реакция США и РФ связали Сержу Саргсяну руки, и он вынужденно стал «голубем мира». Именно поэтому Гаспарян Вова так нервничал, желая применить силу, но видя, что его шеф не рискует дать подобное распоряжение.

6. Любое движение, любая инициатива или общенародная волна требуют наличия команды и лидера. Кроме того, программы действий и четкого представления последовательности шагов. Иного варианта нет. Не пытайтесь изобретать велосипеда в политологии, теории управления и социологии. Это как минимум глупо. Неуправляемая масса подобна стаду. Спонтанные шаги могут быть полезны в других местах, но никак не в ходе общественных процессов.

Возможно, «сетевые» и «горизонтальные» байки и звучат красиво, но они абсолютно бесполезны в политических процессах. В противном случае придется довольствоваться клоунадой (как результатом сетевого управления) и лежачим положением (как следствием горизонтальных отношений без лидера).

Что касается общества, то оно должно сделать соответствующие выводы и окончательно осознать, что не существует отдельно взятых вопросов тарифа на электроэнергию, ЭСА, высокой цены на газ и др. Есть политическая проблема, и ее нужно решить. Остальное – из области лирики.

Корюн Манукян

Последние материалы этого заголовка