Редакционная статья

24.09.2018 19:07


Демократия и тоталитаризм

Демократия и тоталитаризм

Как в свое время сказал легендарный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, демократия – наихудшая форма правления, но человечество пока не придумало ничего лучше.

Черчилль хотел сказать, что демократия хороша лишь в сравнении с другими системами.

Противоположной демократии моделью считается монархия.

Между демократией и монархией можно уместить разновидности авторитарных режимов.

В условиях демократии источником власти считается народ со своим волеизъявлением.

Демократия предполагает свободные экономико-политические отношения, защиту прав человека, свободные суды, независимую прессу, партнерские отношения между работодателями и рабочими, защиту прав меньшинств и верховенство закона.

У демократии бывают также извращенные проявления. Это диктатура или тоталитарная политическая система. Ни одна диктаторская или тоталитарная власть не признает себя антидемократической. Наоборот, чем сильнее диктатура и чем жестче тоталитарная власть, тем чаще употребляется термин «демократия» и тем больше носитель этой власти выступает от имени народа.

Диктаторские или тоталитарные режимы утверждаются в больных обществах. Их становление происходит в результате реакционности на накапливающиеся на протяжении лет проблемы. Парадокс в том, что, выходя на борьбу с рабством, гнетом и несправедливостью, являющаяся основой для диктатуры или тоталитаризма масса очень часто оказывается в еще большем рабстве, подавлении и несправедливости – меняется форма, но не содержание.

В основе формирования диктаторских или тоталитарных режимов лежит ненависть – национального, классового или социального характера.

На уровне заявлений диктатуры, как правило, бывают самыми демократическими. Посредством демократических выборов формировались власти как фашистской Германии, так и большевистской России, не говоря уже о многих мусульманских странах. Гитлер, Муссолини, Троцкий, Ленин и Сталин обладали сверхвысокой легитимностью. Их не уважали, а обожали. А кто не обожал, тот оказывался в списке «контрагентов» и наказывался, естественно, от имени народа.

В СССР тем, кто был «против», навешивали ярлык «врага народа». В условиях советского тоталитарного режима бытовала даже песня, одна из строчек которой звучала как «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И это притом, что большевики расстреливали миллионы граждан и подвергали репрессиям огромные массы народа.

Принято говорить, что в условиях демократии утверждается диктатура закона, но есть также случаи, когда получалась диктатура без какого-либо закона.

Наиболее близкой к демократии считается парламентская форма правления, но не стоит забывать, что парламентскими были также нацистская Германия и большевистский СССР. В обеих странах исполнительная власть формировалась в результате давления на потерявшие общественную легитимность парламенты. Гитлер и Ленин (впоследствии – Сталин), обладая беспрекословной общественной поддержкой, полностью захватили власть во всех сферах и сформировали «власть народа».

Что касается Армении, то у нас, согласно Конституции, утверждены демократические отношения и избрана парламентская форма правления. Руководитель исполнительной власти сейчас обладает сверхлегитимностью. Какие развития нас ожидают и куда нас приведет армянская революция, станет ясно в ближайшее время.

Одно очевидно: у нас не состоялась партийная система. В условиях же несостоявшейся партийной системы политические институты замещаются индивидами, а качество управления зависит исключительно от личностных качеств, представлений и мировоззрения этих индивидов.

Впереди внеочередные парламентские выборы…

Андраник Теванян

директор исследовательского института «Политэкономия»

Последние материалы этого заголовка