Редакционная статья

14.05.2011 21:25


Порабощенные «диалогом» – 3

Порабощенные «диалогом» – 3

начало смотри здесь

Инициированный Сержем Саргсяном провальный армяно-турецкий процесс еще более увеличил дефицит его общественной легитимности, а внутри страны политика построения «экономики одного олигарха» привела к понижению авторитета действующего президента и в государственном аппарате, что в странах вроде Армении является большей угрозой для власти, чем обусловленный сфальсифицированными выборами кризис легитимности.

Первыми жертвами инициированной Сержем Саргсяном и осуществленной Тиграном Саркисяном экономической политики стали представители малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес, за исключением представляющих узкое родственно-дружественное окружение Саргсяна субъектов, также стали выражать недовольство проводимой  политикой. Все поняли, что истинная цель демагогических выступлений Тиграна Саркисяна («Боремся против теневой экономики») заключается в маскировании программ, направленных на создание сверхцентрализованной экономической системы во главе с Сержем Саргсяном. В результате всего этого мы стали очевидцами самого высокого с послевоенного периода экономического спада. Даже по официальным данным, в 2009г. наша экономика зафиксировала самую высокую (после Украины) рецессию во всем мире – 14,4%.

И, несмотря на эту провальную внутреннюю и внешнюю политику, Серж Саргсян удержал свою власть, поскольку изначально получил лояльное отношение возглавляемой Левоном Тер-Петросяном титульной оппозиции, что проявилось в поддержке последним «футбола» и отсрочке общественного сопротивления на время армяно-турецкого «медового месяца».

Правда, после позорного «футбольного» поражения Саргсяна АНК попытался дистанцироваться от «инициативности» Саргсяна, но вместе с тем, подтвердил свою позицию по части Турции и Азербайджана, в результате чего, на его фоне Серж Саргсян превратился в национально-государственного деятеля и удержался у власти.

Кто мешал – тот и помог

Для восстановления своего авторитета в пирамиде власти после трехлетнего ряда провалов Саргсян инициировал подписание нового коалиционного меморандума, целью которого являлось нейтрализация ППА и создание предпосылок для воспроизводства своей власти.

Дело в том, что, даже согласно провластным опросам, ППА существенно опережала РПА, а это не могло не беспокоить тесное окружение президента. Были применены все методы, чтобы заставить Гагика Царукяна подписать новый меморандум, однако безрезультатно.

По части ППА (читай – Роберта Кочаряна) был обеспокоен также и Тер-Петросян, который по понятным причинам в плане внутриполитических развитий чувствовал опасность не меньше, чем Саргсян. Вот на этом этапе Саргсяну понадобились «эчмиадзинские монахи», которые во время внутривластных противоречий, фактически, встали на его сторону.

Тер-Петросян устами своего свата Шахназаряна публично заявил, что не позволит дестабилизировать ситуацию и выразил готовность стать гарантом внутривластной стабильности, тем самым выступив за сохранение статус-кво внутриполитического поля и подписание нового коалиционного меморандума. Фактически, вышло так, что АНК поспособствовал частичному восстановлению легитимности С. Саргсяна в системе государственного управления, что было необходимо превратившимся в символ провалов хозяевам президентского дворца как воздух и вода.

Тер-Петросян был вынужден выступить в роли саргсяновского пиарщика и опосредованно утверждать, что у действующего президента есть полная поддержка Запада, а Кочаряна даже Кремль не поддерживает. Всё это свидетельствует о том, что в усилении ППА Тер-Петросян видел усиление Кочаряна, что означало не только угрозу ослабления позиций Саргсяна, но, прежде всего, было опасно для самого Тер-Петросяна и членов его команды, поскольку Кочарян заявлял, что если бы он был у власти, то не пригласил бы Гюля в Армению, а Тер-Петросян был бы в неволе. То есть, боязнь от Кочаряна и вероятность нежелательных процессов вынудили Тер-Петросяна фактически объединиться с Саргсяном и стать политической опорой последнего.

Не случайно, что в ходе митинга, состоявшегося 18-го февраля, то есть, на следующий день после подписания меморандума, и после этого, Тер-Петросян, являясь лидером требующей отставки власти «уличной» оппозиции, никак не отреагировал на данный документ и даже формально не покритиковал поступок Саргсяна. Очевидно, что меморандум не умещался в рамки лозунгов конгрессовцев «Сержик, уходи!» или «Сейчас!» и было бы логично, чтобы он был осужден Тер-Петросяном, однако…

Если Тер-Петросян считал Сержа Саргсяна своей главной мишенью, то, по меньшей мере, должен был продемонстрировать нейтральную позицию на этапе обострения противостояния между Саргсяном и Царукяном, а сделал как раз наоборот, что очень странно на первый взгляд, но полностью умещается в модель сотрудничества «Егиазар Айнтапци и эчмиадзинские монахи». Модель, согласно которой, если Тер-Петросяну не удается прийти к власти, то он делает всё, чтобы позиции Сержа Саргсяна не пошатнулись, поскольку у лидера АНК есть опасение, что в случае ухода Саргсяна, к власти могут прийти силы, которые не только для Саргсяна, но и для него представляют личную и политическую угрозу: ничто не объединяет людей так, как общий страх. В результате мы имеем ситуацию, при которой АНК стал «ангелом»-хранителем Саргсяна, независимо от того, что скандируют собравшиеся на площади Свободы. Отсюда и рождаются три наименьшие «требования», готовность Саргсяна к их выполнению, идея «диалога» и программы по разделу политического поля между собой.

Правда, в этот период стороны оскорбляют друг друга, но это скорее тактика получить в политическом торге как можно больше, чем реальная борьба.

Тактика порабощенных «диалогом»

Саргсян пытается при помощи имитации диалога с АНК удержать власть, а в будущем также при их помощи воспроизвести свою власть. Тер-Петросян же стремится, выдвигая «требования» и трубя о ложных победах, поддерживать активность своих сторонников, чтобы представлять ценность для «Егиазара» и суметь взять как можно больше, а если будет возможно, то и смену власти осуществить.

То есть, указанный Тер-Петросяном «открытый диалог» протекает с готовностью к взаимному «кидалову», но также и с осознанием того, что плечом к плечу друг с другом нужно не допустить, чтобы находящиеся вне зоны их «диалога» силы изменили статус-кво политического поля и пошли на смену власти. В результате всего этого Саргсян остается у руля власти, страна всё больше теряет свою конкурентоспособность, рост бедности и цен продолжается, а тер-петросяновцы волей-неволей превращаются в клиентов, поскольку в ходе всего этого вынужденно больше борются против других, чем против Сержа Саргсяна.

Нападки на Раффи Ованнисяна, поливание грязью АРФД, ответы вместо Сержа Саргсяна Роберту Кочаряну после интервью второго президента, а, фактически, защита Сержа Саргсяна являются ярким доказательством сказанного. То есть, Тер-Петросян сейчас занят тем, чем были заняты Гегамян и другие на этапе президентских выборов. Возможно, что лидер АНК не хочет этого, но так выходит. Поэтому в одной из своих предыдущих статей я писал, что деятелями вроде Артура Багдасаряна не рождаются, а становятся по воле обстоятельства или по собственной воле. В случае с Тер-Петросяном, пожалуй, присутствуют оба фактора. Вот основной из неозвученных мотивов «диалога».

Учитывая правила жанра «диалог», тер-петросяновцы, естественно, требуют отставки Саргсяна, обещают египтизироваться и тунисизироваться, а также говорят плохие вещи в адрес властей, но больше требуют отставки… Роберта Кочаряна, точно так же, как Гегамян в 2008г. критиковал проводившуюся политику и требовал… отставки Левона Тер-Петросяна. В действительности же, это всего лишь имитация борьбы и избрание ложных мишеней.

Когда после поражения 2008г. спрашивали тер-петросяновцев, куда подевалась реализация лозунга «Победим!», получали следующий ответ: «В результате общенародной борьбы была предотвращена программа по назначению Роберта Кочаряна на пост премьер-министра, а это серьезная победа». Как гласит народная мудрость, лисица, которая не может достать высоко висящие кисти винограда, говорит, что он не созрел, то есть, левоновцы не смогли взять власть и вынужденно начали распространять, что Тер-Петросян в действительности не хотел прийти к власти.

После нынешнего «диалога», вероятно, будет заявлено, что благодаря ему был предотвращен возврат Кочаряна, что является серьезной победой. В какой степени это является победой, пусть судят наши граждане, но действительность в том, что в результате подобных «побед» Серж Саргсян может править вечно и превратиться в туркменбаши, а состояние страны будет ухудшаться, став причиной распада государства.

Удастся ли Саргсяну и Тер-Петросяну посредством подобных «побед» и «диалога» монополизировать политическое поле и одурачить большую часть общества, покажет время. Заметим, что то же время работает против сторон «диалога», поскольку они не обеспечивают и не будут обеспечивать результаты.

Тер-Петросяну не удастся достичь внеочередных президентских выборов и это нанесет удар по его репутации, а Саргсяну, судя по текущей экономической политике, не удастся исправить сложившуюся ситуацию. В результате оба будут восприниматься в качестве окончательно провальных деятелей.

Армяноцентричным силам остается лишь пойти на формирование широкой консолидации общества. Нужно соответствующим образом готовиться к принятию политической смерти превратившихся в сиамских близнецов серже-левоновских сил.

Лично меня «победы» АНК не интересуют, и я рад, что Серж Саргсян будет вводить их в «диалог» до крови из носу. Но сокрушив Тер-Петросяна, Саргсян обречет на сокрушение самого себя, а не сокрушить лидера АНК он не может. Вот вам нынешнее описание «шахматной» ситуации.

Что касается деятельности субъектов, руководствующихся общественными и государственными интересами, то после целостной смены власти (Серж+Левон) приоритетным должно стать принятие Новой Конституции, предусматривающей систему парламентского управления, формирование нового политического поля, переход на политико-экономические отношения нового типа и построение Новой Армении. Вот это уже будет настоящей победой.

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка